По данным аналитического агентства "Индекс", за последние 10 лет в 2,5 раза выросли расходы среднестатистического домохозяйства на техобслуживание и ремонт автомобилей. Статистика также гласит, что в России повышается возраст автопарка. Желание сэкономить и продлить жизнь машины увеличивает спрос на ресурсосберегающие технологии. Однако это не единственная причина интереса к таким инновационным решениям, рассказывает генеральный директор группы компаний "СУПРОТЕК" Сергей Зеленьков.
Насколько в последние годы в России выросла востребованность ресурсосберегающих технологий? Какие факторы этому способствуют?
— В современной России наступил новый этап переосмысления вследствие активного роста промышленного сегмента экономики, и он логично подводит к интенсификации развития. А она невозможна без ресурсосбережения. Уделяется ли этому направлению сегодня особое внимание? Нет. Этот тренд ещё только формируется. И о данном направлении пока говорят в большей степени в области природных ресурсов.
В материально-технических, технологических процессах — оно реализуется очень фрагментарно. Высока зависимость от того, какие задачи поставлены высшим руководством перед корпорациями и крупными компаниями. Государственная политика по этому вопросу сегодня, наверное, находится ещё только в процессе осмысления. Но есть предпосылки к тому, что в скором времени появится правильный тренд: уже обсуждается на уровне правительства бережливое производство, и оценки здесь положительные. Это не ресурсосбережение, а лишь часть системы. Но вектор задан.

Сергей Зеленьков, генеральный директор группы компаний "СУПРОТЕК"
Что позволит ускорить процесс?
— Ресурсосбережение представляет собой некий процесс рационализации использования материально-технических, финансовых, природных и других ресурсов, преимущественно на базе как раз интенсификации производства с целью получить продукцию с наилучшим качеством. И минимумом затрат. Это комплексная проблема — и соответствующее решение. Оно включает в себя большое число аспектов: технико-технологический, ценовой, кредитный, внешнеэкономический, инновационный, инвестиционный, экологический, социальный и так далее. И первые два сегодня крайне актуальны.
Поэтому мы с заинтересованными профильными ассоциациями разных предприятий, научно-исследовательскими институтами организовали Ассамблею ресурсо-энергосбережения (далее — Ассамблея) и поднимаем этот флаг для того, чтобы в России сама идея зазвучала на новом уровне. Потому что энергосбережение и энергоаудит существуют, а ресурсоаудит как таковой отсутствует.
Опять же, требуется комплексный подход в том числе и в подготовке кадров. Членам Ассамблеи есть что продемонстрировать современному рынку и промышленности России как по линии диагностики, прогностики, так и с точки зрения технологических решений. И в условиях, когда идёт мощное интенсивное развитие станкостроения, металлообработки, промышленности в целом, имеет особый смысл не просто тратить на это деньги, а делать так, чтобы они устойчиво развивались, чтобы было меньше таких проблем, как простой технологических линий, внеплановые ремонты. Это тоже экономия ресурсов и вопрос экологии: чем дольше работает оборудование, тем реже оно отправляется на слом и в переработку. Эти задачи могут решаться с помощью разных ресурсосберегающих технологий, созданием которых наша компания и занимается последние 23 года.
То есть их внедрение может расцениваться или позиционироваться как инвестиция?
— Да. И цифры это подтверждают. Например, если брать ресурсосберегающие технологии "СУПРОТЕК" (поскольку мы по ним составляли аналитику), то на один вложенный рубль в среднем потребитель получает от 7 до 10 рублей экономии. Это если мы говорим про автовладельцев. В данном сегменте управление ресурсом агрегатов позволяет продлить их жизнь в 2-3 раза. Если мы говорим о других узлах трения разного типа, то показатель повышается до 5-10 раз. Бережливое производство даёт всего 30%. Ресурс времени, безусловно, важен, но продление ресурса технологического, технического выгоднее.
Более того, в процессе внедрения таких продуктов на предприятиях вложенные деньги возвращаются достаточно быстро. Экономию они получают за первые 3-6 месяцев. Всё зависит от стоимости оборудования и от того, в каком цикле оно работает. Если 24/7, то возврат идёт достаточно быстро.

Это результат того, что снижаются электропотребление, расход горюче-смазочных материалов (ГСМ), если они есть, и, естественно, сокращаются траты на ремонт, сервисное обслуживание. Высвобожденные средства предприятие может направить на стимулирование труда — зарплаты, премии, либо на модернизацию; либо за счёт сэкономленных средств можно приобрести новую технику, пока старая работает. Кроме того, если говорить про режущий инструмент и применение смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), ещё одним эффектом будет снижение брака, что также является важным показателем для компаний.
Однако чтобы представить такие данные для разных отраслей, необходимо собрать соответствующую базу данных, чем в том числе будет заниматься Ассамблея совместно с нашей компанией.
Что стимулирует развитие отечественных предприятий в этой сфере?
— Окно возможностей. Но чтобы развитие было более интенсивным, прогрессивным, требуется изучение инновационных разработок в сегменте ресурсосбережения.
Дело в том, что раньше внимание уделялось подготовке специалистов в области вибродиагностики, которая могла определить проблему в каком-то промежутке работы техники с каким-то циклом. То есть тогда, когда уже требуется замена агрегата или его узла. Сегодня мы говорим о прогностике — эта система позволяет видеть состояние узла трения в постоянном динамическом формате и оперативно определить соответствующее ситуации решение: не трогать, если всё в порядке, заменить смазку, остановить оборудование — и принять необходимые меры, чтобы избежать поломки и остановки целой технической линии. Прогностика уже становится новым трендом.
Что касается других стимулов, их несколько. Так, если на предприятии есть KPI, который учитывает, сколько использовано смазки, сколько произошло внеплановых простоев, как часто проводятся ремонты, какие затраты на это идут, сколько используется сырья в процессе производства, то это очень хорошо. Как раз ресурсоаудит позволяет это определять, подстраивая стандарты. Однако, когда мы стали изучать этот вопрос, поняли, что даже во многих крупных корпорациях подсчётом этих параметров никто не занимается.
Кроме того, лишь небольшое количество компаний ведёт цифровые журналы учёта обслуживания техники. Точной информации, что входило в ТО, просто нет. Есть ещё "слепое следование" регламенту: полагается что-то заменить, просто производится замена, даже если узел, например, в рабочем состоянии. Считаю, что это тоже подход не очень правильный: здесь большое количество денег может просто тратиться напрасно. Потому что с помощью ресурсосберегающей технологий агрегат может проработать гораздо дольше и нет смысла его менять. Здесь есть ещё один очень важный момент — освоение технической гигиены на предприятиях. Что позволяет решить целый комплекс проблем. Поэтому надо стимулировать предприятия и со стороны государства, и со стороны собственников. Люди должны обретать культуру ресурсосбережения. А культура должна обладать некими ценностями.

Как такую культуру формировать? Дополнительно обучать сотрудников?
— Безусловно, сначала необходимо рассказать об этой культуре и её ценностях, показать выгоду от применения инновационных технологий и комплексного подхода в целом. По данному направлению должен быть сформирован хороший альянс с высшими учебными заведениями, где могут быть введены отдельные лекции либо предметы по ресурсо- и энергосбережению.
В своей группе компаний мы уже давно занимаемся обучением наших дилеров. И планируем масштабировать это направление, выйдя на сегмент бизнес-образования, — и уже через менеджмент привносить на предприятия информацию о ценности ресурсосбережения как культуры и того, что это может быть целесообразно экономически для более эффективного решения производственных задач.
Со своей стороны, при участии членов Ассамблеи планируем создание пособий, обучающих фильмов. Уже сформирована дорожная карта по решению данного вопроса в комплексе. Мы понимаем, что также следует привлечь экономические вузы, которые будут производить расчёты для более наглядной демонстрации результатов применения ресурсосберегающих продуктов. Следующий шаг — создание цифровых программ, которые работают с базой данных, обрабатывают и сами выдают рекомендации с расчётом реальных выгод.
В ближайшей перспективе — создание стандартов и предложений для стимулирования работников, отвечающих за свои производства в разных сферах. В последующем есть планы по созданию комиссии, которая будет выдавать лицензию специалистам по ресурсоаудиту.
Но процесс популяризации таких инноваций будет небыстрым, судя по всему?
— Всегда инновации находятся в полосе сопротивления. Для этого должна быть проведена большая работа, причём с двух сторон: потребителя и того, кто предлагает подобные технологии. И тогда рождается какой-то результат, и он становится значим.
Говоря о работе со стороны потребителя, вы имеете в виду самопросвещение и обратную связь?
— Во многом да. Это даёт новые возможности бизнесу. Два года назад мы создали Центр научно-инжиниринговых решений в области ресурсо- и энергосбережения. Он строится на следующем принципе: если у нашего потребителя или заказчика есть какая-то насущная "боль" по нашему профилю и он нам о ней сообщает, то мы стараемся под эту проблему найти решение. Соответственно, у нас растёт новый ассортимент.
Например, так появились продукты, учитывающие специфику эксплуатации продукции в разных климатических зонах. Для северных широт — одни характеристики средств важны, для южных — другие. Третьи — для условий эксплуатации техники при очень сильной влажности.
Задачу по импортозамещению тоже решаем. Например, в своё время перед игроками нашего рынка была поставлена задача — создать продукт для железнодорожного транспорта. Дело в том, что для "Ласточек" и "Иволг" раньше "кулачки" поставлялись из-за рубежа и к ним сразу шла германская смазка. Какая — поставщик никогда не сообщал и, когда, как и многие западные компании, ушёл с российского рынка, появилась новая ниша. Отечественные производители научились изготавливать "кулачки". А наша компания поучаствовала в конкурсе и разработала смазку. Сегодня она уже применяется и в 5 раз продлевает ресурс.
Это отклик на готовые задачи, благодаря которому начинает расширяться ассортимент. Кроме того, открываем новые ниши. Так, сейчас в разработке один продукт с широчайшей областью применения в бытовой сфере. Это очень интересный сегмент, мы продвигаем через маркетплейсы и видим, что постоянно растёт объём продаж.
Сегодня у нас 400 наименований разных смазочных продуктов, порядка 15 основных направлений. Мы совершили очень сильный рывок за 1 год. И самое главное — у этих продуктов есть особые триботехнические свойства. Это конкурентное преимущество перед теми, кто есть на рынке, либо это импортозамещение тех продуктов брендовых, серьёзных, зарубежных, которые ушли с рынка. Поэтому мы на острие времени и технологий.
Сегодня с уверенностью можем сказать, что изначальное отторжение из-за привычки к использованию зарубежных марок сменилось доверием к российскому продукту. Но тем, кто предлагает инновационные решения, всё ещё приходится много вкладываться в обучение, доказывать эффективность продуктов, предлагать образцы потенциальным заказчикам.
Это длительный путь преодоления страхов и привычки к традиционным консервативным решениям. Научить инновационному мышлению невозможно. А в промышленности изменение культуры поведения также накладывается на ответственность. Очень дорогие процессы, оборудование, сырьё — и любая ошибка будет иметь немалые последствия. А если речь о госзаказе — тем более. Тем не менее в стране постепенно образуется класс провайдеров, которые не просто говорят о ресурсосбережении, а в деле применяют эти технологии.