Ирония судьбы: как "затёрлась" история крупных промышленников и благотворителей

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Подкаст "История по делу" продолжает собирать яркие факты прошлого, создавшие прочную основу для будущего. Второй сезон посвящён инвестициям и смелым стратегиям предпринимателей, которые значимо повлияли на развитие экономики Северной столицы и всей страны.
Новый выпуск подкаста команда "Делового Петербурга" готовила совместно с ГК "ПСК". Это позволило больше узнать о нюансах владения доходной недвижимостью.
В конце XIX века одним из самых массовых застройщиков Петербурга можно было назвать большую семью Ратьковых-Рожновых. О её вкладе в развитие города, а также роскошном наследии и пойдёт речь в данном эпизоде.
Известная двойная фамилия появилась в 1860-х годах. Выпускник Морского кадетского корпуса, офицер Костромского ополчения 1812 года, отставной капитан-лейтенант и помещик Александр Сергеевич Ратьков женился на Пелагее Алексеевне Рожновой, последней представительнице этого дворянского рода. Чтобы сохранить дворянскую фамилию, с позволения императора семье было разрешено принять фамилию Ратьковы-Рожновы.
В семье было шестеро детей. Старшие сыновья пошли по отцовскому пути и служили в Морском ведомстве, но самым успешным на государственном поприще и на ниве предпринимательства стал младший брат Владимир Ратьков-Рожнов, правда не без протекции известнейших купцов Громовых. Для которых он сперва выступал в роли консультанта по юридическим вопросам, а впоследствии стал деловым партнёром главы семейства — Василия Федуловича Громова.
Купец владел бесчисленными лесными угодиями, пароходами, фабриками и заводами, входил в совет директоров Консерватории, строил крестьянские избы для российского павильона Всемирной выставки в Париже 1867 года. Много занимался благотворительностью: на его деньги перестраивали Смольный собор, содержали Громовский приют, финансировали Александровскую сыпную больницу и Общество садоводов (он был одним из его двенадцати основателей). Он также коллекционировал произведения живописи. В 1848 году Громов приобрёл Лопухинский сад в Петербурге и занялся его перепланировкой и благоустройством. Сейчас это памятник культуры регионального значения.
Активов у Василия Федуловича Громова было немало, но наследник один — младший брат, к которому в 1869 году перешли 5 лесозаводов в Петербурге, Петербургской, Новгородской губерниях и Вытегорском уезде Олонецкой губернии. Он завершил строительство Константиновского лесозавода в Вытегре, начавшееся при Василии Громове. Управлять предприятиями ему также помогал Владимир Александрович Ратьков-Рожнов. Совместно с ним в феврале 1874 года Илья Федулович Громов основал торговый дом "Громов и К°". В марте того же года открылся лесопильный завод в селе Соломенное (ныне — район Петрозаводска). Ежегодно там распиливалось 50-60 тыс. брёвен. Продукцию завода реализовывали в Петербурге и за рубежом. Предприятие существует и по сей день.
Илья Федулович Громов ушёл из жизни в 1882 году. По его завещанию, за неимением кровных наследников Громовых, Владимир Александрович Ратьков-Рожнов получил все доли в совместных предприятиях, а также недвижимое имущество. К последнему относился и узнаваемый особняк на Миллионной улице у Мраморного дворца.
В 1893 году Владимир Александрович достиг вершины своей карьеры, заняв должность городского головы Петербурга. Он управлял городом на протяжении 5 лет и покинул этот пост в феврале 1898 года по собственному желанию, поняв, что служба стала его тяготить.

Талант приумножать

Большое дело Громовых, перейдя к новому владельцу, сохраняло рентабельность работать и продолжало расширяться до 1918 года под тем же названием "Громов и К°". Первоначально предпринимательская деятельность Владимира Александровича Ратькова-Рожнова ограничивалась лесопромышленностью и лесоторговлей. В 1870–1890-х годах он приобрёл лесные дачи в Санкт-Петербургской, Олонецкой и в других губерниях, где местные крестьяне в качестве сезонных рабочих валили лес и подвозили его к пристаням, откуда по рекам Волхову, Свири и Неве лес на баржах доставлялся на его лесную биржу около Смольного в Петербурге. В торговом доме "Громов и К°" работали тысячи сезонных рабочих, сотни постоянных служащих, несколько доверенных лиц, решавших на местах вопросы найма и купли-продажи.
Значительной была предпринимательская деятельность Владимира Александровича в сфере недвижимости и в столице Империи. В течение многих лет он скупал земельные участки, главным образом в центральной части города, строил крупные доходные дома и сдавал в наём квартиры. В частности, ему принадлежали земли в районе Сосновки.
В 1890-е годы он значительно расширил географию своих коммерческих интересов: приобрёл золотые прииски в Якутии, на Урале, в Сибири, в 1898 году — купил Ревдинский горный округ.
В 1896 году Ратьков-Рожнов основывал кирпичный завод на правом берегу Невы у деревни Пороги. Кирпичи с инициалами "Р. Р." или фамилией "Громов" ценятся по сей день, в том числе коллекционерами, иногда таким кирпичом современные дизайнеры украшают интерьеры.
Владимир Александрович Ратьков-Рожнов умер 2 апреля 1912 года в Петербурге, в собственном доме на Миллионной 7. Наследникам (супруге, двум сыновьям и дочери) досталось движимого и недвижимого имущества на 9 млн рублей — более 20 млрд рублей в современном эквиваленте.

Сохраняя масштаб

Большая семья Ратьковых-Рожновых внесла значительный вклад в развитие отечественной промышленности, экономики, культуры, обороноспособности, просвещения и благотворительности. Разработка этой темы только начата историками. Например, мало известно о деятельности членов династии в Ревдинском горном округе, на заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, в синдикатах "Медь" и "Кровля", о их судьбах после 1917 года. Зато петербуржцы и гости города по сей день могут насладиться уникальной архитектурой доходных домов Ратьковых-Рожновых.
К слову, доходные дома — самый распространенный вид городской постройки до революции. Сдаваемые в аренду квартиры составляли большую часть жилого фонда, а к концу XIX века их доля достигла 94%. Именно доходные дома, по сути, образовали столь любимый узнаваемый облик центральной части Петербурга. Такой вид арендной недвижимости позволял обеспечить жильём абсолютно всех петербуржцев, — от богачей до скромных рабочих. Причем, подобное соседство могло быть в одном доме: на нижних этажах размещались состоятельные жильцы, а чем выше был этаж, тем беднее были арендаторы и, соответственно, тем меньше удобств имели эти квартиры.
Архитектурный стиль был разнообразен: от строгого классицизма до богатого модерна. Всего в Санкт-Петербурге было построено более 650 доходных домов, большинство из которых внесено в список объектов всемирного культурного наследия.
Семья Ратьковых-Рожновых строила объекты в основном для состоятельной публики. Можно сказать, что это была первая петербургская недвижимость бизнес-класса. Владение доходным домом в Петербурге было очень выгодным делом: средняя доходность составляла около 8,5%, а иногда доходила до 15% от стоимости дома. В европейских городах этот показатель обычно не превышал 1-2%.
К слову, один из доходных домов, приобретённых династией Ратьковых-Рожновых в 1884 году, в ближайшее время превратится в апарт-отель. Здание, построенное по проекту архитектора Л.Ф. Фантана, имеет богатую историю и его центральная галерея знакомо широкой публике по фильму "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" — здесь, в открытых в 1970-х железнодорожных кассах, главная героиня Надя покупала билет Лукашину на поезд.