В 2024 году число корпоративных банкротств в стране выросло по сравнению с 2023-м на 16%, суды признали несостоятельными 8,57 тыс. компаний. Первое и второе места — у Москвы и Московской области, где финансовый крах потерпели 1,96 тыс. и 760 организаций. Тройку антилидеров замыкает Петербург (620 компаний).
Далеко не каждую ситуацию можно было предотвратить. Тем не менее, как считают юристы, если бы собственники или менеджмент следовали простым советам, как в ПДД, то риски для бизнеса и привлечения к субсидиарной ответственности можно свести к минимуму.
К юристам, как правило, собственники или руководители обращаются уже на поздней стадии, когда всё уже случилось — кредиторы предъявили свои требования, арбитражный управляющий начал оспаривать предшествующие сделки. Некоторые предприниматели до наступления кризиса в принципе не учитывает вероятность банкротства. Другие, напротив, осознанно, пока компанию не начали атаковать кредиторы, все активы и прибыль переписывает на родственников, ошибаясь в 100% гарантии подобного способа. Немногие знают, что годичный срок на оспаривания сделок исчисляется с даты, когда о сделках и об основаниях недействительности узнал конкурсный или временный управляющий, и фактически с момента совершения подозрительной сделки для подачи заявления о признании её недействительной может пройти немало лет. Суды также активно начинают пресекать практику, когда менеджмент или владельцы привлекали так называемых "подставных" лиц. Всё больше примеров, когда их имущество вовлекается в конкурсную массу бенефициара.
"Когда заходит речь о спасении от субсидиарной ответственности, частая проблема не в том, что руководитель или бенефициар компании что-то украл, а в том, что он легкомысленно относился к документообороту", — рассказывает управляющий партнёр компании "ЮрТехКонсалт", к.ю.н., арбитражный управляющий Алексей Николаев. Эксперт приводит простой пример: в отношении своего здоровья люди тоже спешат к врачу лишь тогда, когда появились симптомы. "В банкротстве случаи осознанной профилактики встречаются ещё реже. Пока процедура не маячит на горизонте, мало кто оценивает своё поведение с точки зрения рисков. Однако проблема в том, что когда вероятность банкротства становится обозримой, многие вещи исправить проблематично, некоторые — уже невозможно", — сетует Алексей Николаев.
Основное внимание в профилактике должно быть уделено документам. На фоне видимого отсутствия текущих проблем ни новый руководитель, ни новый собственник бизнеса не всегда отдают должное скрупулёзной передаче всех документов и имущества от прежнего директора или учредителя. При банкротстве, которое зачастую наступает неожиданно, это может стать серьёзным недостатком и привести новоиспеченного директора к субсидиарной ответственности.
Вторым моментом остаются риски оспаривания сделок. Безусловно, фиксировать условия совершения таких чувствительных сделок нужно в течение всей хозяйственной деятельности. При структурировании бизнеса нужно учитывать признаки формальной и фактической взаимосвязи, чтобы сократить риски в случае признания несостоятельным одного из участников группы. "Если перспектива банкротства компании становится очевидной, необходимо провести предварительную оценку вероятности оспаривания сделок. И если есть сделки, которые могут быть оспорены, следует пересмотреть их условия", — отмечает Алексей Николаев.
Самым негативным последствием остаётся привлечение к субсидиарной ответственности, в том числе руководителя бизнеса. По последним статистическим данным, суды удовлетворяют почти 60% всех поданных заявлений: в 2022 году рассмотрено 6697 заявлений, из которых удовлетворено больше половины — 3985. Кроме того, удовлетворено 502 заявления о взыскании убытков из 860 рассмотренных.
"Чтобы минимизировать потенциальные риски в отдельную папку стоит фиксировать все указания, получаемые от бенефициара, хотя бы в виде скриншотов переписки в мессенджерах, распечаток писем из электронной почты, чтобы не остаться один на один с субсидиарной ответственностью, — комментирует управляющий партнер компании "ЮрТехКонсалт". — Сохранять все документы по условиям заключения чувствительных сделок, оформлению поручительств, решениям коллегиальных органов и даже одобрениям от профильных специалистов, которые рекомендовали приобрести именно это оборудование или предоставили юридически обоснованное одобрение на сделку".
Эксперты разработали простую структуру правил банкротной безопасности с момента начала деятельности организации (от назначения на должность или приобретения компании) до завершения дела о её банкротстве. Это ошибки, совершение которых легко предотвратить, если осознавать последствия: размер субсидиарной ответственности может кратно превышать весь доход, который получен. Данный долг не списывается (даже в результате личного банкротства), а экономическая жизнь конкретного человека — бывшего руководителя или бенефициара — фактически прекращается. Его счета арестованы, имущество продано, а новое имущество покупать бессмысленно, плюс официально трудоустраиваться нецелесообразно.