Прошло больше года после пожара, уничтожившего склад Wildberries в Шушарах, и с момента, когда предприниматели, чьи товары хранились в сгоревшем здании, начали подавать иски к компании. За этот срок новый склад, открытие которого анонсировали на осень 2024 года, так и не построен. Споры же по некоторым искам продолжаются.
Для восстановления склада в Шушарах компании не пришлось получать разрешение на строительство — дело в том, что объект в начале 2024 года использовался без официального ввода в эксплуатацию. Все восстановительные работы в итоге велись и ведутся в рамках полученного ранее разрешения.
Летом прошлого года утверждалось, что уже к октябрю всё будет завершено. Однако в октябре выяснилось, что стройка по сути заморожена. Проблема в том, что проект реализовывало "ВБ Девелопмент" (единственный владелец — Владислав Бакальчук). Именно эта компания получала разрешение, обладает авторскими правами и так далее.
Ожидания и реальность
В "ВБ Девелопмент" корреспонденту "ДП" рассказали, что с сентября 2024 года на стройке в Шушарах кардинально ничего не изменилось.
“
"Полы не готовы, и непонятно, когда будут готовы. По пожарной системе — нет готовности ни по системе пожаротушения, ни по пожарной сигнализации. Вентиляция — не готова. Доковая зона отсутствует. Индивидуальный тепловой пункт не готов. Частично что–то делается, но крайне локально, с сентября к вводу в эксплуатацию они не приблизились. Возможно, получится ввести объект к осени 2025 года, но, судя по динамике, сомнительно", — прокомментировали в пресс–службе компании.
Помимо Шушар в январе 2024 года Wildberries объявил, что откроет распределительный центр площадью 154 тыс. м² в Красном Бору (Ленобласть), вложив в стройку около 9 млрд рублей. Планировалось, что первую очередь запустят в 2024 году, а на полную мощность объект выйдет в 2025–м. Но и этот объект пока остаётся "на паузе".
“
"Всё, что выполнено “ВБ Девелопмент”, так и осталось либо было испорчено из–за остановки работ. Например, вертикальная планировка и земляные работы, часть монолитных работ. Не готовы наружные сети водоснабжения и канализации, один из сложных этапов работ. Не готова система пожаротушения, включая пожарную сигнализацию. Нет оснований под полы, как и самих полов. Вентиляция, слаботочная вентиляция, отопление, кровля — не готово. Всё, что сделано сторонними лицами, — минимальные видимые работы (сэндвич–панели и т. п.). Глобально никаких работ не проводят. Такими темпами данный склад в 2025 году введён не будет", — полагают в пресс–службе "ВБ Девелопмент".
Кроме того, Wildberries принадлежит участок около 20 га в Уткиной Заводи, где можно разместить около 100 тыс. м². Фактически же вместо сгоревшего склада пока что маркетплейс располагает в Петербурге только арендованным объектом "NK Шушары 3" площадью 29,7 тыс. м². При этом в компании нынешнюю ситуацию кризисной считать отказываются.
“
"В настоящий момент строительство логистических объектов объединённой компании Wildberries и Russ в Санкт–Петербурге и Ленинградской области продолжается в штатном режиме. Компания планирует ввести в эксплуатацию объекты в этом году. Сроки соответствуют согласованному плану проекта. У компании также функционирует логистический центр во Всеволожском районе", — прокомментировали в пресс–службе компании.
Доли процента
Между тем ни точное число пострадавших из–за пожара селлеров, ни объём и совокупная стоимость сгоревших товаров официально до сих пор так и не были объявлены.
В отсутствие официальных данных приходится оперировать оценками различных "сканеров" сайта wildberries.ru, которые на всякий юридический случай всегда сопровождают их репликами про то, что не несут ответственности за достоверность цифр. Из них следовало, что на момент пожара на складе хранилось свыше 65,2 млн товаров на общую сумму почти 49 млрд рублей. А без учёта скидок якобы и вовсе на 152 млрд. При этом пострадавшими числилось более 182 тыс. поставщиков.
По данным Ассоциации участников рынка электронной коммерции по состоянию на весну прошлого года, число предпринимателей, потерявших из–за пожара в Шушарах товаров на сумму свыше 1 млн рублей, составляло не менее 5 тыс. Из них от 10 до 20% были не согласны с компенсациями, предложенными Wildberries, и планировали обращаться в арбитражный суд.
Основной вал исков начался после того, как 3 мая 2024 года первый индивидуальный предприниматель выиграл в Арбитражном суде Московской области своё дело, оспорив предложенную Wildberries компенсацию за сгоревшие товары. Он взыскал с корпорации чуть более 1 млн рублей. На момент решения суда истец получил от маркетплейса компенсацию в размере 104,7 тыс. рублей.
При этом суд констатировал, что решение Wildberries вычесть из общей суммы компенсации "вознаграждение" электронной платформы, стоимость хранения и стоимость логистики товаров и учитывать при расчёте процент выкупа товаров и коэффициент оборачиваемости не соответствует ни действовавшей на момент пожара оферте, ни нормам законодательства.
Долгое время представители маркетплейса лишь общими словами раскрывали данные о количестве и объёме выплат селлерам, высчитанные маркетплейсом по этой сложной формуле.
В августе 2024 года Татьяна Ким (тогда ещё носившая фамилию Бакальчук) заявила, что Wildberries выплатил продавцам "95% суммы ущерба", что составило 34,9 млрд рублей.
В минувшую пятницу на очередной запрос "ДП" в Wildberries ответили, что объём выплат достиг 99,6% и "лишь 0,4% от общей суммы выплат ещё находится на урегулировании".
Иными словами, спустя 15 месяцев после пожара маркетплейс не рассчитался с частью пострадавших предпринимателей на сумму около 150 млн рублей.
Семейное дело
Тем временем продолжаются суды между бывшими супругами, которые вошли в жёсткий конфликт летом 2024–го и с тех пор никак не могут поделить компанию.
Ранее доли в ООО "Вайлдберриз" распределялись между Татьяной Ким (99%) и Владиславом Бакальчуком (1%). В апреле этого года Савеловский суд вынес решение, согласно которому Татьяна Ким получила недостающий 1% и, соответственно, полный контроль над компанией. Кроме того, она сохранила контроль над Вайлдберриз банком и средствами на персональных счетах.
Владислав Бакальчук сохранил за собой квартиру в Люберцах, участок в Зарайске, компании "Подольск Логистика" и "ВБ Девелопмент", а также средства на его персональных счетах. При этом суд обязал Бакальчука выплатить Ким 217 млн рублей.
“
"Скорее всего, Владислав Бакальчук в принципе уже проиграл борьбу за WB, но есть одно но, — рассуждает партнёр юридической фирмы Ru.Courts адвокат Елена Менде. — Помимо отношений между Ким и Бакальчуком как супругами и как участниками “Вайлдберриз” на процесс оказывают влияние коммерческие отношения между “Вайлдберриз”, подконтрольный Ким, и “ВБ Девелопмент”, подконтрольным Бакальчуку".
В условиях неопределённости по взаиморасчётам между компаниями может присутствовать некоторая неясность в части корректности установления стоимости долей в имуществе бывших супругов. Вопрос заключается в определении рыночной цены активов, которые могла бы дать судебная экспертиза.
На ситуацию также может повлиять спор о якобы выводе Бакальчуком из бизнеса 37 млрд рублей (дело идёт в закрытом режиме).
Возникает вопрос, можно ли допустить, что данная сумма была учтена при разделе имущества дважды: сначала как средства на персональных банковских счетах, а затем как активы подконтрольного Бакальчуку "ВБ Девелопмент"?