Неразрешённая скорость: возвращение YouTube отменяется

Автор фото: "ДП"

YouTube, кажется, вернулся. Но это не точно. Спустя почти четыре месяца с момента замедления ситуация вокруг популярного, но недружественного видеохостинга остаётся запутанной.

На этой неделе YouTube и его пользователи неожиданно получили поддержку, откуда не ждали. Адвокатом платформы выступил директор "Мосфильма" Карен Шахназаров. Режиссёр взял на себя труд рассказать президенту Владимиру Путину, что на площадке, принадлежащей Google, публикуют не только "всякие пакости", но и нейтральный, а местами даже полезный контент, закрывать который "нецелесообразно".
Президент, как подтвердили в Кремле, пообещал "посмотреть". На этом фоне в Сети начали появляться сообщения, что хостинг вернулся на привычные скорости. Впрочем, как оказалось, ненадолго.

Ситуация вокруг YouTube: лучше не стало

Сервис GlobalCheck, на который чаще всего ссылались как на источник хороших новостей, сообщил, что его данные по доступности YouTube неверно истолкованы.
скриншот сообщения в телеграм-канале проекта GlobalCheck
В Роскомнадзоре также не заметили улучшений. Более того, там рассказали, что в последние дни YouTube стал работать ещё хуже из-за наплыва желающих самостоятельно проверить работу хостингов.
В ведомстве в очередной раз заявили, что "деградация качества" YouTube обусловлена тем, что Google три года не обновляет в России своё оборудование для кэширования контента.
Как убедился "ДП", 16 ноября видео по-прежнему не загружалось на ноутбуках через сети домашних провайдеров интернета (например, "Дом.ру"). Однако на мобильных устройствах YouTube заработал без подключения VPN. Впрочем, в Петербурге есть пользователи, которые и вовсе не заметили никаких перемен — их августовское "замедление" вообще не коснулось.

Замедление YouTube: так что это было

Официально власти ни разу не подтвердили применение каких-либо мер к YouTube. Тем не менее, в экспертном сообществе разделяют мнение, что замедление всё-таки было.
"В этом можно было легко убедиться. На одном и том же устройстве, например, на смартфоне можно было отключить вай-фай дома и увидеть, что в мобильной сети всё работает. Мобильные операторы, надо сказать честно, "подсуетились" и начали предлагать опции с нетарифицируемым доступом к видеохостингам", — комментирует ситуацию гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Впрочем, эксперт видит логичное объяснение "половинчатости" принятых мер.
"На мобильном устройстве особо не посмотришь большие видео. Длинный ролик с высоким разрешением моментально "съедает" трафик на телефонах. Именно поэтому на мобильных сетях не так критично блокировать YouTube, как на серверной сети. Если бы возникла необходимость, то и на мобильных сетях тоже замедлили бы без проблем", — уверен глава аналитического агентства.

Кому в России нужен YouTube

По данным агентства Brand Analytics, численность авторов в российском сегменте видеохостинга YouTube, снизилась на 34% в 2024 году. Количество создаваемого ими контента также упало — на 22%.
Тем не менее, YouTube сохраняет третье место по авторам и четвёртое по объёму контента среди соцмедиа в России. По данным на октябрь, каналы на YouTube вели 4,7 млн авторов из РФ, среди них — 63,9% мужчин и 36,1% женщин.
инфографика агентства Brand Analytics
Эксперты и участники рынка, с которыми побеседовал "Деловой Петербург", признают, что после замедления потери понесли не столько "политические" YouTube-каналы, к которым у властей могли быть вопросы, но и другие сегменты.
"Очень сильно "просела" вся среда, связанная не с политикой, а с образованием и всевозможными обучающими программами в интернете. На YouTube много, в том числе, разных анимаций для детей", — отмечает председатель независимого профсоюза "Новый труд" и блогер Дарья Митина.
Отток аудитории и снижение активности на YouTube были ощутимы и сыграли негативную роль и в продвижении брендов, сообщил "ДП" директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов.
"Для кого-то YouTube был единственным реальным источником трафика, и они с нетерпением ждали возможности вернуться", — отмечает эксперт. При этом он допускает, что есть и те, кто перешёл на российские аналоги, RuTube или VK.Видео, и им уже нет смысла "возвращать" аудиторию обратно.
Впрочем, YouTube остаётся уникальной площадкой, уверен руководитель практики реализации ORM digital-агентства "Интериум" Андрей Сазонов.
"Ни одному аналогу не удалось хотя бы близко подобраться к охватам, юзабилити, а главное "привычности" сервиса. Бизнес всегда будет готов продолжать работу на этом видеохостинге, так как альтернатив для него де-юре очень мало, а де-факто — они попросту отсутствуют", — уверен Андрей Сазонов.
Правда, восстановление прежней эффективности быстрым не будет — на возвращение к полноценной монетизации и работе алгоритмов потребуется время.

Удалось ли создать полноценные замены YouTube

Создатели российских видеоплощадок регулярно рапортуют о росте посещаемости. Однако считать их полноценной заменой YouTube пока не получается.
"Нельзя не признать, что люди, которые перевели свои блоги и каналы на российские площадки, такие как RuTube, "ВК" и другие, очень сильно просели в аудитории. У кого была миллионная аудитория — остались сотни тысяч, а 100 тыс. превратились в 10 тысяч. А вкупе с техническими несовершенствами наших замещающих площадок ситуация — плачевная", — указывает Дарья Митина.
Отечественные платформы, такие как RuTube, VK.Видео, пока смогли занять лишь часть ниши, даже несмотря на ряд очевидных преимуществ.
"Среди плюсов этих площадок — лояльность к российскому контенту и возможность более лёгкого сотрудничества с российскими рекламодателями. После нормализации работы YouTube востребованность отечественных платформ не снизится", — говорит Дамир Фейзуллов.
Однако, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, у площадок-заменителей пока нет той разноплановости и объёмов контента, к которому привыкла аудитория YouTube, в силу не такого долгого присутствия на рынке.
"За десятилетия, в течение которых площадка работала по всему миру, она крепко захватила бразды правления теми, кто потребляет длительный контент, и делала это в условиях полной свободы. Нашим аналогам нужно некоторое время в похожих условиях, чтобы выйти на неплохой уровень, с учётом того, насколько большая поддержка этим площадкам оказывается государством", — поясняет Андрей Сазонов.
По его мнению, если YouTube не вернётся в течение 3–5 лет, Rutube и "VK Видео" смогут оттянуть на себя приличную часть пользователей видеохостинга. Кроме того, QoL-улучшения, связанные с просмотром видео, начинают появляться и в Telegram.
"На этом поле игра обещает быть очень интересной", — прогнозирует эксперт.
В этом смысле довольно показательна ситуация с Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, деятельность которой признана в РФ экстремистской и запрещена). Как говорят собеседники "ДП", за два года отсутствия этих соцсетей на российском рынке многие компании уже перестроили свои стратегии и активно развиваются в российских соцсетях.

Победить нельзя возглавить

Впрочем, у YouTube есть и ещё одно важное преимущество, о котором редко вспоминают и которого пока точно нет у российских площадок. Это возможность напрямую говорить с иностранной аудиторией.
"Да, мы знаем, что YouTube несовершенен в плане политического администрирования и цензурирования, но пока что равноценной замены нет. Тем более, если твои записи и каналы ориентированы не только на внутрироссийскую аудиторию, но и на международную", — утверждает Дарья Митина.
По её мнению, YouTube, как и заблокированный Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в РФ экстремистской и запрещена), позволял контактировать с аудиторией за рубежом и доносить до неё свою позицию.
"Иностранные коллеги не пойдут за информацией на площадку "ВКонтакте", на RuTube. Есть вещи, которые не имеют российских аналогов и не будут иметь в ближайшее время", — констатирует Митина.