Экспертная прибыль: сколько можно заработать на маркетплейсах в России

Автор фото: ТАСС

Только 16% предпринимателей зарабатывают на Wildberries больше 500 тыс. рублей в месяц. 43% селлеров работают почти в ноль.

По данным исследования PRO Wildberries и банка "Точка", средний доход предпринимателей за первый год работы на маркетплейсах составляет от 1,03 млн до 13,16 млн рублей. При этом за 2023 год на площадке только 1% бизнеса вышел на миллионный оборот с нуля за месяц. За год работы 10% продавцов выходят на ежемесячный доход более 1 млн рублей, 6% зарабатывают от 500 тыс. до 1 млн, 17% — от 100 тыс. до 500 тыс., 23% — от 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Ещё 43% предпринимателей спустя год работы не могут выручить и 10 тыс. рублей.
Торговля на маркетплейсе с точки зрения предпринимательского подхода немногим отличается от любого другого бизнеса. Для успешного старта нужно создать продуманный бизнес–план, понимать свою целевую аудиторию и её потребности, а также изучить потенциальный объём спроса, цены у конкурентов и многое другое, считает руководитель коммуникационного агентства PGR Agency Анастасия Бастрыкина.
"Очень важен эффект масштаба: новым предпринимателям с небольшим стартовым капиталом сложнее работать с крупными партиями товара, когда себестоимость единицы получается ниже. Некрупные поставщики часто сталкиваются с ситуацией, когда их и так небольшую маржу съедают комиссии маркетплейсов и налоговые отчисления. Поэтому на Wildberries процент стартапов, которые не принесли прибыль, сопоставим с традиционным бизнесом. С одной стороны, 43% продавцов, которые почти не зарабатывают, — это большая цифра, но из неё не следует вывод, что проблема в слабом потенциале бизнеса на маркетплейсе или в особых сложностях его ведения", — комментирует Анастасия Бастрыкина.
Категория товаров влияет на ряд параметров. Например, на количество потенциальных покупателей, которых интересует товар здесь и сейчас. Также от категории зависит число конкурентов.
В опросе PRO Wildberries и банка "Точка" также говорится, что 74% предпринимателей когда–то проходили дополнительное обучение для работы.
Как рассказал "ДП" основатель агентства интернет–маркетинга OptimPro Антон Полилов, продавцам на маркетплейсах необходимо знать основы хотя бы юнит–экономики, чтобы понимать цифры маржинальности и принимать управленческие решения по увеличению, оптимизации или закрытию каких–то направлений.
"Нужно повышать свою экспертизу в том, что увеличивает вашу конкурентоспособность. Для кого–то это выбор товара и способы удешевления или оптимизации его стоимости. Для других — упаковка и маркетинг, где за счёт этих инструментов получается продавать дороже. Для третьих это специализация именно на маркетплейсах, понимание нюансов распределения на разных складах, управление рекламой, отзывами. Хорошая новость в том, что этим экспертизам не обязательно обучаться самостоятельно, их можно купить в виде сотрудников и сервисов", — отмечает эксперт.