Просто верить: что Набиуллина, Силуанов и Орешкин сказали бизнесу на ПМЭФ–2024

Автор фото: РИА Новости
Власти обещают стабильность, но гарантировать её пока не могут

Экономика невозможна без инвестиций. А инвестиций не бывает без доверия к экономической политике государства. Как убедить бизнес, что его ожидания не будут обмануты, рассуждали на ПМЭФ.

Инвестиционное развитие экономики — это необходимость. С этим тяжело спорить, заявила в ходе дискуссии "Российская экономика: как обеспечить достижение национальных целей" глава Банка России Эльвира Набиуллина.
"То, что мы делаем, должно и уже работает на появление долгосрочного финансового ресурса в экономике, который нужен для инвестиций, — сказала она. — Только ценовая стабильность даёт умеренные долгосрочные ставки. В условиях высокой инфляции не бывает доступного долгосрочного кредита, если он не субсидируется государством. Это первое. Второе — это рынок капитала. Очень важно в изменении налоговой системы, в настройке налога на прибыль сделать его таким, чтобы он стимулировал инвестиции".

Права собственности под угрозой…

Для главы Минфина РФ Антона Силуанова самым неприятным и неожиданным стал вопрос модератора дискуссии, председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрея Макарова о правах более чем 2 тыс. миноритарных акционеров Соликамского магниевого завода, купивших акции на Московской бирже и лишившихся их по решению суда в марте 2024 года. "Как быть с Гражданским кодексом, который запрещает изъятие бумаг, приобретённых на организованных торгах? — спросил депутат. — Вы действительно считаете, что такие вещи способствуют доверию?"
"Зачем вы такие вопросы задаёте? — возмутился министр финансов. — С точки зрения бюджета могу ответить. Да, эти активы находятся в казне. Мы их будем реализовывать. Такие задачи Росимуществу поставлены".
"Вопрос же не в том, что вы не будете их держать в госсобственности, а отдадите в частную собственность, — возразила Эльвира Набиуллина, — а в том, что у добросовестных приобретателей на организованных торгах они были изъяты. И после этого мы не можем ожидать, что люди своими деньгами пойдут покупать акции на организованных торгах".
"Какой ненормальный купит эти 10,2% акций, когда он знает, что только что у такого же ненормального, который поверил и купил их на торгах, их изъяли?" — не унимался Макаров.
По словам Набиуллиной, ЦБ РФ подал заявление в суд о восстановлении прав миноритариев. Поняв, что остаётся в меньшинстве и без внятных аргументов, глава Минфина пошёл на попятный. "Если нарушены чьи–то права, то решать это надо через судебную систему", — согласился он.

Есть ли налоговая стабильность

Заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин вынужден был выкручиваться, получив вопрос Андрея Макарова про доверие бизнеса к государству в условиях повышения налогов, которое происходит прямо сейчас в виде налоговой реформы. Между тем на прошлогоднем ПМЭФ в ответ на вопрос, планируется ли повышать налоги на бизнес, Орешкин ответил: "Повышение налогов на бизнес контрпродуктивно".
"Просто повысить налоги — контрпродуктивное решение, важно — у кого забираем и на что тратим, — уточнил свою позицию чиновник. — То есть это вопрос не просто повышения налоговой нагрузки, а структурного изменения в экономике. С точки зрения налогообложения бизнеса мы должны больше стимулировать тех, кто больше инвестирует. Инвестиционный налоговый вычет — это один из краеугольных камней того, как будут стимулироваться инвестиции в экономике. И второе — сейчас те средства, которые будут мобилизовываться, направляются на программы развития, которые пойдут на создание инфраструктуры, связанной с внешними рынками, улучшение качества подготовки кадров. Поэтому это не просто повышение, это более сложная конструкция, которая даст положительный результат".
Поддержал тёзку глава Минэкономразвития Максим Решетников. "Если говорить о влиянии налоговых изменений на инвестиции, в общем оно может оказаться позитивным, если мы правильно сейчас настроим те механизмы, которые уже заложены, — пояснил он. — Это федеральный инвестиционный налоговый вычет. Это два типа региональных инвестиционных вычетов. Мы можем, не потеряв темпа экономического роста, существенно добавить в его качестве за счёт того, что инвестиции пойдут в те отрасли, которые нам необходимы".
Часом позже справедливости и стабильности российской налоговой системы была посвящена отдельная дискуссия. На ней выяснилось, что предприниматели и чиновники в основном относятся к этой теме философски. "Верю в то, что налоговая система у нас была и будет стабильной, — объявил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. — Ну, с учётом всех корректировок, которые сейчас происходят. Я предлагаю считать, что у нас налоговая система после её корректировки будет стабильной, и просто взять это на веру". Реплика вызвала жидкие аплодисменты.
"В условиях изменяющейся конъюнктуры каждый день рассчитывать на абсолютную, полную фиксацию условий, наверное, наивно, — полагает председатель общероссийской общественной организации “Деловая Россия” Алексей Репик. — Вопрос, насколько мы в принципе можем приблизиться к этой фиксации".
Более прямолинейно высказался председатель ТПП РФ Сергей Катырин. "Больше надо думать о предсказуемости, — заявил он. — В прошлом году, я не помню, кто–то подсчитал, сколько изменений в Налоговый кодекс было внесено. Поделили на количество дней и получилось, что раз в 13 дней вносили изменения в НК. Если это считать стабильностью, то, конечно, вряд ли с этим согласятся предприниматели".