Смена парадигмы: ESG-повестка стала выходить из моды

Автор фото: ТАСС

Подготовка очередного ESG-рейтинга "Делового Петербурга" наглядно продемонстрировала, что повестка ESG начинает выходить у бизнеса из моды

Став обязательной частью бюрократической и корпоративной отчётности, принципы ESG вместе с тем стремительно теряют актуальность в бизнес–среде. Не исключено, что в следующем году они окончательно уйдут на периферию управленческого внимания, а на их место придут иные аббревиатуры, отображающие социальную ответственность отечественного бизнеса.
Принципы ESG, как и принципы "устойчивого развития", изначально во многом были сформулированы их авторами в стилистике "мы за всё хорошее против всего плохого". Инициатором их внедрения в бизнес–практику, как известно, является генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Кофи Аннан. Но при этом не надо забывать, что разработаны они были не лично им, а узким кругом инвестиционных банков и консультантов. Некоторые из них уже спустя год после этой — нельзя не признать, крайне удачной — стратегической коммуникации, давшей возможность деятелям с Wall Street зарабатывать миллиарды на нефинансовой отчётности, полной субъективных оценок, оказались полностью несостоятельными, закончив свою чуть ли не вековую корпоративную историю скандально громким банкротством.

Декларация благих намерений

Сложившийся на сегодня во всём мире порядок добровольного раскрытия информации о соблюдении компаниями принципов ESG также даёт огромный простор для злоупотреблений. Так, одна из крупнейших консалтинговых и аудиторских компаний мира, исследуя мировую корпоративную отчётность и институциональных инвесторов, опросила 1040 финансовых директоров компаний и старших финансовых руководителей из 25 стран и 14 секторов и представителей 320 институциональных инвесторов из 23 стран о целях инвестиций в устойчивое развитие и ожиданиях в отношении корпоративной отчётности.
Выяснилось, что 99% опрошенных респондентов используют раскрытие ESG–информации компаний для принятия инвестиционных решений. Однако большинство инвесторов подчёркивают значительные пробелы в раскрытии информации об устойчивом развитии компаний. Три четверти опрошенных заявили, что "компании очень избирательны в раскрываемой инвесторам информации". Что не может не вызывать подозрений в применении компаниями различных злостных практик "экологического маркетинга", благодаря которым они создают себе имидж экологически и социально ориентированного бизнеса, на деле таковым не являясь.
Ведь то, что с июля 2021 года американская корпорация Boeing начала публиковать отчёты по устойчивому развитию, пытаясь всячески демонстрировать ответственное отношение к окружающей среде, высокую социальную ответственность и превосходное качество корпоративного управления, как выяснилось, никак не повлияло на процессы её деградации. Результатом которых в том числе стала скандальная январская история с отвалившимся после взлёта люком у Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines.
Помимо этого, в последние годы стало очевидно, что принципы ESG, основанные на страхах, связанных с новым потопом чуть ли не библейского масштаба из–за глобального потепления, стали геополитическим инструментом сдерживания экономик развивающихся стран. Хитроумной корпоративной практикой, которая должна позволить западным странам и дальше сохранять технологическое лидерство.

Принципы дешёвых займов

Ни для кого также не является секретом, что по большому счёту все декларации отечественного бизнеса о том, что он разделяет принципы ESG, имели своей конечной целью получение более дешёвого западного финансирования и привлечение западных инвестиций. С весны 2022 года в этом плане вся публичная активность брендов на смысловом поле из трёх букв практически потеряла свой изначальный посыл. Единственное, что ещё как–то поддерживает ESG–повестку, — это позиция правительства страны и ряда государственных банков, касающаяся давней необходимости реализовать целый ряд крупных экологических проектов.
Да, на рынке корпоративных облигационных выпусков с пометкой ESG в прошлом году наблюдалась существенная динамика (см. текст на стр. 6–7). Но она всё же оказалась чуть ниже прежних ожиданий. И не исключено, что уже в следующем году инвестиционные банкиры откажутся атрибутировать новые облигационные займы корпораций зелёными листьями фигового дерева с аббревиатурой ESG и перестанут зазывать инвесторов в ценные бумаги даже экологическими мотивами.

Не только налоги

Вместе с тем необходимо принять как данность, что в широком смысле под социальной ответственностью бизнеса в нашей стране в среднесрочной перспективе не будет пониматься лишь честное перечисление в бюджет налоговых платежей, без попыток даже законной налоговой "оптимизации". И что от бизнеса всегда будут ждать не экономии расходов на бумагу, которая перекрашивается в заботу об экологии, и не увеличения затрат на полисы ДМС для сотрудников, которое включается в ESG–отчёт под буквой S, хотя на самом деле является элементом обыкновенной борьбы с конкурирующими компаниями за профессиональных сотрудников. От бизнеса будут ждать дополнительных целевых расходов — расходов внушительных и внушающих уважение — на самые разные социальные нужды.
И судя по тому, что уже делалось и делается бизнесменами самого разного уровня и в самых разных регионах страны, аморфные принципы ESG, завязанные во многом на "углеродную нейтральность", уступят своё место более конкретному и более актуальному для страны принципу. О том, как именно он будет именоваться и станет ли не менее модной аббревиатурой, можно, наверное, много спорить. Но, повторюсь, годами существующая практика социальной ответственности отечественного бизнеса, с учётом того, что перед Россией уже встают в полный рост задачи по восстановлению разрушенной инфраструктуры в целом ряде новых регионов, подсказывает только одно. В ближайшие годы на первое место выйдет принцип "Обустраиваем нашу землю".
Именно в настоящем времени. Не обустроим когда–нибудь в неопределённом будущем или к какому–нибудь знаковому году. А уже обустраиваем здесь и сейчас, без лозунгов и без излюбленных апологетами ESG–деклараций. Которые критически важные для бизнеса процессы — от элементарной экономии до внедрения прорывных технологий, в разы повышающих производительность, — обуславливают мифическими заботами об озоновом слое и героической борьбой с глобальным таянием антарктических ледников.
И такое обустройство бизнесом окружающей нас среды — это не фигура речи или надуманный общественный манифест, а уже давно набирающий силу глубинный тренд.
Кто–то, сделав себе состояние и имя в сфере продуктового ретейла, потратил треть миллиарда долларов собственных средств на строительство в Краснодаре впечатляющего стадиона с не менее впечатляющим парком.
Кто–то, став магнатом в сфере лесопереработки, вложил сотни миллионов рублей в дорожную, образовательную и спортивную инфраструктуру посёлков и сёл в южных лесах Архангельской области. Просто потому, что в одном из таких посёлков когда–то родился, да и теперь живёт здесь, в родном крае, а не в Лондоне, как некоторые его бывшие конкуренты по отрасли.
Кто–то, заработав состояние на производстве колбасных изделий, переехал в Суздаль и обустраивает исторический город так, как не делал этого ни один московский царь. И уже больше двух десятков лет старается, чтобы свой тысячелетний юбилей, который приходится на август 2024 года, этот город встретил обновлённым. С развитой туристической инфраструктурой, ресторанами, способными удивить самых взыскательных гостей из Москвы, и новым керамическим производством, с которым, вполне возможно, и будут связывать Суздаль в новом тысячелетии его истории.
Кто–то, передав операционному менеджменту бизнес по производству матрасов, и вовсе создал посёлок городского типа во Владимирской области, с прицелом на его превращение в полноценный город со звучным названием Доброград. И инвестировав в него десятки миллиардов рублей, предлагает участки с полностью подготовленной инфраструктурой тому бизнесу, что готов платить своим работникам зарплаты выше среднего уровня даже по меркам второго по величине города в стране.
И в этом смысле деловые средства массовой информации самого разного уровня и формата не только могут, но и должны стать площадками, на которых бизнес, общество и государство будут обсуждать актуальные направления трансформации стремительно выходящих из моды принципов ESG в отечественные принципы инициативного российского бизнеса, с возможностью их дальнейшего масштабирования. Ведь, скажем, в том же принципе "Обустраиваем нашу землю" последнее слово можно писать и с большой буквы.
Забота об окружающей среде становится маркетинговым инструментом. Мы работаем на потребительском рынке и видим, что уже не только производитель, но и некоторые покупатели готовы нести экологическую ответственность. Создание экологически безопасных бытовых устройств влечёт дополнительные затраты, что отражается на конечной цене изделия. Далеко не все пока готовы платить больше за "зелёность". Поэтому у нас есть отдельная группа товаров с маркировкой "EcoTech". Конечно, мы хотели бы расширить её на весь ассортимент, но пока спрос диктует другое. Примерно в том же ключе действуют все крупные игроки рынка.
Алексей Сапин
директор по маркетингу и рекламе ГК Redmond
Через экоинициативы могут объединяться подрядчики на основе принципа симбиоза. Например, мы передаём продукты с подходящим сроком годности на корм животным. Фермеры сами забирают их из магазинов, предотвращая порчу продукции и её отправку на полигоны. Фиджитал помогает компаниям адаптироваться к современным потребностям потребителей и мотивировать их на экопривычки. Так, в магазине "Пятёрочка" гости могли отказаться от пакета во время покупки на кассе, а потом через платформу "Другое дело" ("ВК") получить призы за осознанность.
Алина Юхневич
руководитель направления устойчивого развития торговой сети "Пятёрочка"