Владельцы 23% петербургской исследовательской компании вышли из её капитала

Автор фото: ТАСС

Партнёры проектанта крупнейшего в России неатомного ледокола "Виктор Черномырдин" спешно покидают Морскую инженерно–исследовательскую компанию, имущество которой арестовал нижегородский суд.

Владельцы 23% петербургской Морской инженерно–исследовательской компании (МИИК) вышли из её уставного капитала. Это случилось после того, как Арбитражный суд Нижегородской области арестовал имущество компании, заподозрив её в попытке помочь бывшей "дочке" уклониться от уплаты долга. Основной владелец МИИК Илья Щербаков — собственник 55% проектно–конструкторского бюро "Петробалт", крупнейшей в регионе частной судостроительной инжиниринговой компании, среди проектов которой ледокол "Виктор Черномырдин".

"Менеджмент, к сожалению, не оправдал доверие…"

В минувшем апреле МИИК покинули сразу два дольщика — владевший 15% компании Андрей Сердечный и владевший 8% Андрей Горич. Первый вышел из уставного капитала 10 апреля, второй — 18–го. А 28 марта нижегородский арбитраж арестовал имущество МИИК, а также имущество Виталия Васильева и Романа Камышова — соответственно владельца и экс–гендиректора её бывшей "дочки" ООО "Волгобалт" из Нижнего Новгорода.
По словам генерального директора Ильи Щербакова, владеющего 61% долей МИИК после ухода из неё Андрея Сердечного и Андрея Горича, они просто решили сменить сферу деятельности, что с проблемами "Волгобалта" не связано. Андрей Горич в разговоре с автором текста подтвердил это, связаться с Андреем Сердечным не удалось.
Обеспечительные меры суд наложил по требованию крупнейшего в Нижегородской области поставщика металлопроката для судостроения и судоремонта ООО "Феррум" (у него 6,4 млрд рублей выручки за 2023 год). "Волгобалт" задолжал "Ферруму" около 1 млн рублей, но вместо того, чтобы расплатиться, "контролирующие должника лица" (цитата из материалов судебного спора) переоформили доли "Волгобалта" на него самого и на Виталия Васильева. Пост генерального директора тоже перешёл Виталию Васильеву от занимавшего его до описываемых событий Романа Камышова. Это произошло в середине 2022 года, до того момента 100% "Волгобалта" принадлежали петербургской МИИК.
Представители "Феррума" решили, что МИИК, Виталий Васильев и Роман Камышов пытаются таким образом уклониться от исполнения судебного решения и убедили суд в наложении ареста на их деньги и имущество.
По словам Ильи Щербакова, "Волгобалт" занимался инжинирингом в судостроении и проектировал тогда спасательные суда для Морспасслужбы.
"“Феррум” проводил для “Волгобалта” инженерные работы — раскрой металла с программой резки. Чтобы собрать судно, необходимо сделать детали, которые надо изготовить из металлических листов. Для этого нужна управляющая программа для станков, по которой они вырежут эти детали. “Волгобалт” занимался проектными работами, куда, в частности, входит изготовление таких управляющих программ, для чего и нанял “Феррум”", — рассказал Илья Щербаков.
Взаимоотношения с "Феррумом" он назвал сложными, хотя, по его словам, это обычная текущая деятельность коммерческих организаций, когда они время от времени судятся друг с другом.
"Менеджмент “Волгобалта”, к сожалению, не оправдал доверие, назаключал договоры, которые не смог выполнить. “Феррум” вышел на хозяина “Волгобалта”, то есть на МИИК, сейчас пытается за долги “Волгобалта” что–то поиметь с МИИК", — говорит бизнесмен.

Чем владеет Илья Щербаков

В последнее время у МИИК весьма скромные финансовые показатели — по данным СПАРК, 2023 год компания завершила без доходов, а 1 мая перешла на режим упрощённого налогообложения. Последнюю выручку МИИК СПАРК относит к 2020 году — она составила тогда 26,4 млн рублей. Начиная с 2021 года финансовые результаты компании не опубликованы. На просьбу привести примеры последних судостроительных проектов МИИК Илья Щербаков ответил отказом — по его словам, это коммерческая тайна.
Впрочем, для него это не основной бизнес. Илья Щербаков владеет 55% ООО "Проектно–конструкторское бюро “Петробалт”" — одной из самых крупных в Петербурге частных проектных компаний в сфере судостроения, разработавшей, в частности, линейный ледокол ЛК–25 проекта 22600. Первый такой ледокол Балтийский завод передал Росморпорту в 2020 году, это был "Виктор Черномырдин", ставший самым мощным неатомным ледоколом России.
Последний раз ПКБ "Петробалт" появилось в медиапространстве в середине мая. Отраслевой портал "Медиапалуба" рассказал об участии "Петробалта" в разработке рабочей документации металлоконструкций для инфраструктурного проекта "Высоцкий зерновой терминал" по заказу владеющего им ООО "Технотранс". В 2023 году ПКБ "Петробалт" разработало эскизный проект транспортного рефрижераторного судна проекта PBREF390 по заказу Русской рыбопромышленной компании (РРПК). Об этом проекте в апреле глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил на рабочей встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
А ещё Илье Щербакову принадлежат 12% долей ООО "Арктические морские технологии" (АМТ) — компании, предоставляющей услуги по управлению ледовой обстановкой с целью обеспечения безопасного и эффективного проведения морских операций в Арктике. Партнёр Ильи Щербакова в ПКБ "Петробалт" и в АМТ — московское ООО "Группа Альянс" Виталия Кеонджяна. У "Группы Альянс" 15% в ПКБ "Петробалт" и 24% в АМТ.

Существенных рисков нет

Илья Щербаков утверждает, что определение нижегородского арбитража об аресте денег и имущества нынешнего владельца "Волгобалта", его бывшего гендиректора и МИИК уже успешно опротестовано и арест снят. Это противоречит сведениям, опубликованным на портале "Электронное правосудие", — там нет ни одного упоминания даже о попытке опротестовать этот судебный документ.
Исполнительный директор ООО "Северное море" Ольга Одаренко считает, что использованная МИИК и "Волгобалтом" бизнес–модель изначально ориентирована на возможное неисполнение обязательств перед поставщиками.
"На мой взгляд, тут прослеживается искусственно созданная для оптимизации налогообложения цепочка юридических лиц. Дробление бизнеса и уход на упрощёнку — популярный способ платить меньше налогов и задерживать оплату поставщикам, не переживая за обеспечительные меры. Правительство анонсировало меры по воспрепятствованию дроблению бизнеса, думаю, это принесёт плоды со временем. В сегодняшних реалиях таким компаниям нужно максимально реинвестировать в собственное развитие, для чего тоже предложены правительственные инструменты поддержки. Остаётся дождаться, когда они будут реализованы", — говорит руководитель "Северного моря".
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что арест имущества МИИК при таких обстоятельствах выглядит немного необычно.
"МИИК — самостоятельный хозяйствующий субъект и вправе решать вопросы распоряжения своим имуществом, а долг “Волгобалта” в размере 1 млн рублей незначителен. Вообще, компания, имеющая право давать своей “дочке” обязательные для неё указания, отвечает солидарно с ней по сделкам, заключённым “дочкой” во исполнение таких указаний, а в случае банкротства “дочки” может нести субсидиарную ответственность по её долгам. Проблемы у МИИК могут возникнуть только в случае банкротства “Волгобалта” или если “Волгобалт” действовал по её указанию. Но даже тогда не вижу существенных рисков для собственников и руководителя МИИК. Ведь бизнес бывшей “дочки” был для МИИК не единственным, а сумма долга, повторюсь, сравнительно невелика. Полагаю, спор хозяйствующих субъектов так и останется спором хозяйствующих субъектов — без ощутимых последствий для их хозяев", — говорит эксперт.