Правила поступления на целевое обучение меняются с 1 мая в связи со вступлением в силу закона №124–ФЗ.
Новый закон вводит верхний порог срока отработки "целевиков" после окончания вуза — 5 лет. Раньше наличествовала только нижняя граница — не менее 3 лет. Самое главное изменение состоит в том, что абитуриент сможет подписать договор с одним заказчиком и для одного вуза. Если он не прошёл на образовательную программу, то уже не сможет поступить на другую специальность.
Крайний срок заключения договора по новым правилам — 1 сентября. Список заказчиков для обучения по квоте расширяется — в него войдут министерства, ведомства, государственные корпорации и некоторые госучреждения. Предложения от всех заказчиков будут публиковаться на единой платформе "Работа в России".
В НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург корреспонденту "ДП" рассказали, что доля "целевиков" в наборе в бакалавриат последние годы не превышала 4,5–5%. Как пояснил президент петербургской "Вышки" Александр Ходачек, раньше "целевик", подавший документы на конкретную специальность, и так участвовал в конкурсе — с другими "целевиками". Если он проходил по баллам, то больше не мог никуда подавать документы. По мнению эксперта, данный вид обучения может быть полезен для экономики в условиях кадрового дефицита, особенно по прикладным и инженерным специальностям и медицине. Однако следует большее внимание уделить правовой стороне. "Известны случаи, когда выпускники не приходили на предприятие, которое их делегировало, а адвокатам удавалось находить лазейки в договорах", — указывает он.
Ответственный секретарь приёмной комиссии ИТМО Алексей Итин считает, что в рамках целевого приёма должна быть конкурсность, чтобы в ведущих компаниях на ответственных позициях работали самые сильные специалисты.
"Не везде целесообразно организовывать именно целевой приём. Например, в сфере IT эффективнее целевое обучение, когда среди студентов 2–3–го курса отбирают тех, кто готов развиваться в выбранной ими профессии, и предлагают им хорошие варианты трудоустройства. С предприятиями мы ориентируемся тоже на более взрослых ребят и делаем для них целевую магистратуру. Компаниям в этом плане комфортнее взаимодействовать именно с такими студентами — которые уже знают, чего они хотят и на каких условиях готовы работать", — подчеркнул он.
Старший преподаватель кафедры сравнительных политических исследований Президентской академии в Санкт–Петербурге Александр Александров считает, что новые правила позволят систематизировать механизм целевого обучения. "Ранее на выходе работодатели не всегда получали людей с тем уровнем квалификации, который их интересует", — уточнил эксперт.
В пресс–службе hh.ru СЗФО считают, что изменение подходов к целевому обучению среди прочего вызвано отношением молодых соискателей к работе.
"Мы наблюдаем интересную картину, когда представители поколения Z покидают рабочее место, к примеру, на обеде и просто больше не возвращаются, игнорируя звонки и сообщения. Ситуации, когда компания не заинтересовала работой и проектами, а также не предоставила возможность работать на удалёнке или в гибриде, могут оттолкнуть молодых работников от компаний, и те просто обрывают связь с ними", — говорят там.
Аналогичные программы работают в Китае и Европе. "Большие корпорации заключают такие договоры с будущими студентами, спонсируют и инициируют обучение. Выпускники школ уже при поступлении знают, где и кем будут работать, какой доход иметь", — отмечает генеральный директор образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева.