Суд в Петербурге отказался арестовывать судно китайского контрагента

Автор фото: vesselfinder.com

Балтийская топливная компания выбрала оригинальный способ борьбы с китайским контрагентом–должником — арестовывать в порту контейнеровозы, чья заправка не оплачена.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал в аресте судна NewNew Star 2, ходящего под флагом Гонконга, и запрете капитану морского порта Петербурга давать разрешение на его выход из гавани. С такой просьбой в арбитраж обратилось ООО "Балтийская топливная компания" (БТК), совладельцем которой является Станислав Корнеев (№ 132 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2023). Ответчики — китайская нефтеторговая компания AVM Oil Trade FZCO и судовладелец Hainan Hao Shan Shipping.
AVM Oil Trade FZCO задолжало 73,9 млн рублей БТК за топливо, поставленное на судно в декабре 2023 года. Хотя оплатить его требовалось не позднее чем через 40 дней после бункеровки — 10 февраля.
Заявителем не подтверждены намерения обратиться в суд с иском о взыскании долга, не представлено доказательств досудебного урегулирования спора, указано в решении. "Заявленные меры не соответствуют признаку разумности, нарушают баланс интересов сторон", — считает суд.
Чуть ранее БТК похожим образом пыталась задержать в порту ещё один контейнеровоз — NewNew Panda 1 (также под гонконгским флагом), принадлежащий другому судовладельцу (Hainan Yi He Shipping). Повод тот же — задолженность AVM Oil Trade FZCO за поставленное на судно топливо. Размер долга в системе "Электронное правосудие" не указан. Арбитраж дважды — 29 марта и 5 апреля — отказал БТК в принятии предварительных обеспечительных мер в виде ареста судна.
БТК, занимающаяся бункеровкой судов нефтепродуктами и оказанием услуг по их перевалке, в 2023 году заработала 55,7 млрд рублей и показала чистую прибыль 270,6 млн.
"ДП" направил запрос в БТК.
Традиционно в российских судах добиться ареста судна очень сложно, отмечает управляющий партнёр Navicus.Law Константин Краснокутский. Но в последние пару лет ситуация стала меняться к лучшему: суды стали в большей степени полагаться на нормы международной Конвенции об арестах морских судов 1952 года и Кодекса торгового мореплавания РФ.
"Похоже, первой ошибкой БТК стало то, что компания за 2 месяца не предъявила судовладельцам надлежащую претензию, — говорит Константин Краснокутский. — Суд хочет видеть отказ должника платить или хотя бы доказательство его злонамеренного молчания. Во–вторых, критическим просчётом стало признание БТК в том, что она после ареста не собирается подавать иск в российский суд".
Проще говоря, петербургская компания даже не стала скрывать, что требует ареста контейнеровозов ради одного — быстро получить деньги от судовладельцев. Ведь те в результате ареста начнут терпеть большие убытки. Суд крайне профессионально рассмотрел требование БТК и дал ему надлежащую оценку, резюмирует Константин Краснокутский.