Предприниматели по-новому взглянули на финансирование бизнеса

Автор фото: Сергей Ермохин

Факторинг сегодня для многих является ежедневно применяемым инструментом. При этом некоторые связанные с ним вопросы вызывают сомнения у предпринимателей. Эксперты банковской сферы решили развенчать мифы, а также продемонстрировать преимущества данной финансовой услуги на примере лучших практик в рамках бизнес-завтрака.

В своём вступительном слове директор среднего бизнеса филиала Альфа-Банка в Санкт-Петербурге Кирилл Каптюгов отметил, что сама тема на данный момент находится на подъёме. Так, за 2023-й год объём факторинговых портфелей всех банков в стране вырос на 50%. И, как предположил управляющий директор дирекции факторинга Альфа-Банка Павел Шишов, в будущем эта цифра, скорее всего, будет только расти.
Директор среднего бизнеса филиала Альфа-Банка в Санкт-Петербурге Кирилл Каптюгов
Автор: Сергей Ермохин
Выгодное отличие
Павел Шишов отметил, что каждый видит свои преимущества в данном финансовом инструменте. Для одних — это быстрый и беззалоговый способ получения денежных средств, для других — защита от неплатежа дебиторов, для третьих — удобный способ расчёта с поставщиками, а для кого-то — возможность выхода на новые рынки.
Управляющий директор дирекции факторинга Альфа-Банка Павел Шишов
Автор: Сергей Ермохин
В свою очередь, начальник отдела продаж факторинга по среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина дополнила, что помимо всего вышеперечисленного факторинговые услуги не отражаются на балансе предприятия и не оказывают влияния на долговую нагрузку. Кроме того, вопреки распространённому мнению, данное финансовое решение обходится бизнесу не дороже кредита. Так, за управление дебиторской задолженностью банк взимает 1,46% годовых. При этом сама ставка может быть даже ниже, чем, например, по оборотному кредитованию.
Начальник отдела продаж факторинга по среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина
Автор: Сергей Ермохин
Чтобы наглядно проиллюстрировать преимущества факторинга, эксперт поделилась с собравшимися лучшими практиками. В одном из кейсов кредитующийся клиент банка испытывал необходимость в увеличении лимита финансирования, но результаты оценки его финансового состояния не позволяли одобрить подобную услугу. Специалисты банка увидели, что среди дебиторов клиента есть покупатели из перечня дебиторов с установленными индикативными лимитами, и предложили факторинг в лимите крупнейшего дебитора, что также позволило сэкономить на факторинговой комиссии.
Кроме того, из кейсов участники мероприятия узнали, что такой финансовый инструмент может быть интересен и для покупателей. Например, агентский факторинг позволяет рассчитываться с поставщиками без привязки к условиям контракта. Банк принимает на себя функцию расчёта с поставщиками, самозанятыми и бюджетными предприятиями по поручению клиента. При этом оплата производится как за уже поставленные товары или оказанные услуги, так и авансом, что позволяет получать скидки от поставщиков за раннюю оплату или увеличивать период отсрочки платежа.
Перспективный регион
Стоит отметить, что собравшиеся на мероприятии приняли самое активное участие в обсуждении особенностей факторинга, как альтернативного кредиту инструмента для развития собственного дела, продемонстрировав высокий уровень своей экспертности. По словам Юлии Чебыкиной это характерно для петербургской аудитории:
"Здесь многие знакомы с факторингом не понаслышке. Можно сказать, что в городе на Неве мы имеем дело с искушённой аудиторией, которую так просто не удивишь. Работать в данном случае гораздо сложнее, но и интереснее одновременно".
Также, по мнению Павла Шишова, петербургские предприниматели отличаются креативным подходом — многие кейсы, которые родились в Северной столице, были успешно тиражированы на другие регионы. Именно поэтому эксперты сошлись во мнении, что Петербург имеет большой потенциал для развития факторинга.
Практически любая сфера
Юлия Чебыкина также рассказала, что по роду своей деятельности работает с покупателями разного масштаба — от индивидуальных предпринимателей и микро-предприятий до крупнейших компаний страны. По её словам, установление лимита финансирования в большинстве случаев происходит с использованием продвинутого скоринга, когда банк принимает решение на основе минимального пакета документов, анализируя сделку в целом. Это нововведение позволило не только улучшить клиентское предложение, но и увеличить количество одобренных сделок, и тем самым нарастить факторинговый портфель. Слова Юлии Чебыкиной подкрепил цифрами Павел Шишов:
"Наша динамика роста опережает рынок на 25%. Также в два раза быстрее развивается и клиентская база. За год она выросла на 40%, и 1469 клиентов из многих сегментов бизнеса выбрали решения банка".
Сферы бизнеса, где сегодня применяется факторинг, действительно разнообразны. Но всё-таки оптовая торговля и производство являются основными направлениями, где данный вид финансового инструмента наиболее популярен. Подтверждением этому стали представленные кейсы, а также высказывания самих предпринимателей, собравшихся на мероприятии. Среди них были представители торговых предприятий, химической промышленности, IT-компаний, а также автодилеров.
К слову, последнее направление — одно из динамично развивающихся на рынке факторинга. Например, появившийся в сентябре прошлого года нишевый продукт от Альфа-Банка ориентирован на поддержку автопроизводителей, дистрибьюторов и автодилеров. Он позволяет всем игрокам сохранять и оптимально использовать оборотный капитал бизнеса. С помощью этого решения банк приобретает легковой или грузовой автомобиль для дилера, оплачивая 100% его стоимости производителю, при этом предоставляя компании-продавцу увеличенный и более комфортный период отсрочки для платежа за товар. Эксперты банка рассказали, что у них уже заключены соглашения с крупнейшими авто дистрибьюторами в России, среди которых больше всего представителей популярного китайского автопрома.
В то же время, как выяснилось в ходе бизнес-завтрака, бывают и такие случаи, когда наиболее удачным решением становится всё-таки кредит. По словам Кирилла Каптюгова, в первую очередь это касается бизнеса, который связан с маркетплейсами. Дело в том, что в контракте, по которому электронные торговые площадки берут товар на реализацию, не прописывается, когда они заплатят за поставку. Можно сказать, что это так называемые нефакторабельные контракты. В других сферах, как отметил эксперт, особых ограничений нет. Даже с девелоперами есть пространство для работы, особенно если речь идёт не о вертикально интегрированных холдингах. В любом случае, не стоит забывать, что к любой компании нужен свой подход и индивидуальные условия работы.