Многострадальный проект ВСМ Москва — Петербург сдвинулся с места

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Власти не отказываются от идеи связать Москву и Петербург скоростной железной дорогой, несмотря на неудачи прошлых лет.

Стоимость проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт–Петербургом превысит 2 трлн рублей. Данная цифра была озвучена в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства и представителями промышленности по вопросу строительства скоростной ж.–д. ветки, которое состоялось на днях во время посещения главой государства завода "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме.
Пустить первые поезда по новой линии планируют к 2028 году. Доехать из Москвы в Петербург по ней можно будет за 2 часа 15 минут. Путь от Петербурга до Великого Новгорода станет занимать всего 29 минут, от Москвы до Твери — 39 минут. Предполагается, что поезда будут отправляться каждые 10–15 минут.
Автор: "Фонтанка"

Сколько будет стоить ВСМ Москва — Санкт–Петербург

На строительство выходов из столицы потратят 221,5 млрд рублей, их будут прокладывать в рамках инвестпрограммы ОАО "РЖД". Основной и самый протяжённый участок — от Зеленограда до Петербурга — оценивается в 1,755 трлн рублей, его предлагается выполнить в рамках концессионного соглашения.
Источников финансирования такого крупного проекта несколько. Взносы в уставный капитал концессионера составят 218,5 млрд рублей. Ещё 290 млрд рублей принесут облигации пенсионного фонда "Газфонд", 903,8 млрд рублей планируется привлечь в качестве кредитов "Сбера", ВТБ и Газпромбанка. Остальные 609 млрд рублей выделит государство. Большую часть — 580,6 млрд рублей — в качестве займа из Фонда национального благосостояния под 3% годовых с полным погашением к 2050 году. Ещё чуть менее 300 млрд рублей составит субсидия на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации ВСМ.
Уже создано юридическое лицо, которое станет концессионером проекта. Это ООО "ВСМ Две Столицы", принадлежащее одноимённой управляющей компании. Возглавляет обе организации Дмитрий Гаврилов, выходец из одной из крупнейших в России компаний по управлению инвестициями — ЗАО "Лидер", в состав акционеров которого входят ВЭБ.РФ, "Газпром", "Газфонд" и Газпромбанк. Несколько лет назад Гаврилов курировал со стороны ЗАО концессионный проект по реконструкции системы водоснабжения Геленджика.
Скоростные поезда будут производиться силами "Синары" и "Трансмашхолдинга". На закупку первой партии из 28 составов потребуется порядка 148 млрд рублей. Опытный образец первого отечественного скоростного поезда должны показать в 2026 году.

Как давно обещают построить скоростную магистраль

Министр транспорта Виталий Савельев, рассказывая президенту о своём видении проекта, заявил, что "реализация ВСМ является для России проектом века". Более корректной формулировкой, конечно, было бы — "проектом двух веков". Как верно заметил сам Владимир Путин, подходы к строительству ВСМ обсуждаются очень давно, ещё со времён, когда он работал в Петербурге бок о бок с главой Сбербанка Германом Грефом (также принявшим участие в совещании).
О необходимости связать две столицы скоростным железнодорожным маршрутом начали задумываться ещё в советские годы. Твёрдо приступить к строительству новой железной дороги решили в 1991 году. Тогда было учреждено РАО "ВСМ", в состав акционеров которого вошли правительства Москвы, Петербурга и Ленобласти, а также администрация Октябрьской железной дороги. В соответствии с указами тогдашнего президента Бориса Ельцина РАО получило в собственность федеральные и муниципальные объекты, а структуры исполнительной власти обязаны были "всемерно содействовать" строительству магистрали.
Необходимые вложения оценивались в $3,5 млрд, но уже тогда звучали мнения, что идея мёртворождённая, — такие деньги в начале 1990–х годов просто негде было взять. Для сравнения: на тот момент объём всех российских инвестпроектов, в которые готовы были вложить деньги иностранные бизнесмены, оценивался примерно в те же $3–3,5 млрд.
Непосредственно к строительству магистрали РАО "ВСМ" так и не приступило, зато активно привлекало инвестиции в проект. Компания провела несколько эмиссий облигаций, гарантом по которым выступил российский Минфин. Помимо этого, удалось договориться о кредите с английскими банками Indosuez и SBC Warbung на $200 млн.
Незадолго до дефолта 1998 года правительство стало осознавать бесперспективность проекта. В июле 1998–го Борис Ельцин признал утратившим силу свой указ 1991 года, официально свернув идею строительства ВСМ.
Но долги компании — оператора магистрали никуда не делись. К 1999 году РАО не смогло отвечать по своим обязательствам, а через несколько лет было признано банкротом. Облигации после продолжительных судебных тяжб Минфин конвертировал в государственные долговые бумаги. А ответственность за $65 млн кредитных денег, которые ВСМ успела получить от британцев, РАО пыталось переложить на бюджет Петербурга.
Дело в том, что изначально гарантом по кредиту выступил Минфин, но затем федеральные власти потребовали, чтобы эту ответственность взял на себя Смольный. Тогдашний губернатор Владимир Яковлев действительно подписал договор поручительства по займу, но этот документ не утвердил ЗакС. В 2001 году федеральное правительство, верстая бюджет на 2002–й, предъявило долг администрации Санкт–Петербурга, которая его выплачивать не собиралась. Спор Минфина и Смольного перетёк в судебную плоскость. И только в 2004 году суд признал договор поручительства по кредиту недействительным, а задолженность постановил взыскивать исключительно с самого РАО "ВСМ".

Когда должны были запустить ВСМ

Но ожидаемо оказалось, что расплачиваться РАО нечем, а единственным следом его громкой деятельности остался вырытый на деньги британцев котлован у Московского вокзала, который должен был превратиться в железнодорожный терминал, но не успел. Впоследствии так называемую яму продали с аукциона за $80 млн. В 2007–м там всё–таки началось строительство, но не нового вокзала, а ТРЦ "Галерея". В ноябре 2010 года торговый центр принял первых посетителей, а занимавшая губернаторский пост Валентина Матвиенко торжественно объявила о победе над самым известным долгостроем города.
Однако до окончательной победы над идеей скоростных поездов между Москвой и Петербургом оказалось ещё далеко. Уже в начале 2011 года произошла реинкарнация проекта ВСМ, которым собралась заняться специальная "дочка" РЖД — ОАО "Скоростные магистрали". Запустить поезда теперь рассчитывали к 2017 году, чтобы успеть связать столицы к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но за несколько лет не были решены ни вопросы финансирования, ни трассировки, и проект снова оказался фактически замороженным.
Следующие активные обсуждения, которые тянутся и по сей день, начались в 2019 году, когда президент Путин в очередной раз поддержал идею строительства скоростной линии. В 2020 году замглавы Минтранса Владимир Токарев заявлял, что первый поезд по ВСМ должен пройти в конце 2026 года.
Но и тогда о магистрали вспомнили не вовремя. Борьба с последствиями пандемии коронавируса, а потом и с санкционным давлением из–за событий на Украине снова отвлекла федеральные власти от магистрали.
Примечательно, что, по данным Google Trends, интерес пользователей интернета к теме "ВСМ Москва — Санкт–Петербург" с 2004 года неуклонно падает. Не исключено, что это можно объяснить психологическим явлением, называемым семантическим насыщением. Суть термина сводится к тому, что если много раз повторять одно и то же слово или фразу, то в какой–то момент человеческий мозг перестаёт понимать смысл сказанного и для слушателя оно превращается в бессмысленные звуки.