Сохранить и приумножить: ретейлеры сделали акцент на кадровый вопрос

Сотрудники предприятий торговли рассказали о своих приоритетах при выборе компании для трудоустройства. Эксперты считают, что для удержания коллектива бизнесу важно укреплять HR-бренд.

Рынок труда сегодня центрируется вокруг соискателя, компании же прикладывают всё больше усилий, чтобы привлекать людей и удерживать их в коллективе. Эксперты считают, что бизнесу стоит делать акцент на формировании своего HR-бренда. В этом отношении компании, которые долгое время существуют на рынке, получают преимущество.

Основа компании

Острый дефицит кадров, в том числе, испытывают предприятия сферы розничной торговли. По данным hh.ru, в 2023 году 65% вакансий сферы приходилось на продавцов-консультантов и продавцов-кассиров, 13% ― на администраторов магазина и торгового зала, 9% ― на директоров отдельного магазина или сети. На самой востребованной позиции в Петербурге средние зарплаты достигли 49,5 тыс. рублей. Среди соискателей в ретейле 76% в целом по стране составили женщины и 24% ― мужчины, чаще всего вакансиями интересовались граждане 18–24 лет.
Человеческий ресурс становится самым ценным для компаний. Одним из крупнейших работодателей в петербургском ретейле является "Пятёрочка", входящая в X5 Group. Её штат насчитывает более 230 тыс. человек. "Вместе с нами выросло новое молодое поколение. Команда расширяется, растут люди внутри, но каждый ежедневно прикладывает максимум усилий, чтобы покупатели возвращались к нам вновь и вновь", ― отметил генеральный директор торговой сети "Пятёрочка" Владислав Курбатов.
Разумеется, от грамотного подбора персонала во многом зависит развитие компании. Менеджер направления по лицензированию торговой сети в Петербурге Ирина Яковлева вспоминает, что, когда пришла работать в компанию ― в момент становления бизнеса ― ей посчастливилось попасть в сильный коллектив, сотрудничество с которым мотивировало. "В то время всем была привычна "стабильная торговля", но здесь бизнес-модель строилась иным образом. Это было интересно и администрации города, помню, в наш магазин приезжал губернатор", ― рассказала она.
Напомним, что первый магазин сети появился в Петербурге ровно 25 лет назад, на проспекте Славы, а к 2010 году число точек достигло тысячи. Сегодня в России работают более 21 тыс. магазинов.

Верность бренду

В нынешнее время консерваторов, которые предпочитают выбирать место работы единоразово на годы вперёд, становится всё меньше. Текучесть кадров и поиск для себя лучших условий давно воспринимаются как норма и работодателями, и сотрудниками. Однако в крупных компаниях и сегодня можно найти сотрудников, которые двигались в тандеме с компанией с момента её выхода на рынок.
"Изначально я пришла работать кассиром после университета. Но плох тот рядовой, кто не мечтает быть генералом. Правильно? Компания давала возможности для карьерного роста, как вверх, так и по горизонтали. Я понимала, что не буду работать постоянно на этой должности, что есть много направлений внутри организации, в который можно найти себя", ― поделилась директор кластера "Пятёрочки. Кластер Москва 31" с 26-летним стажем Наталия Васильева. В свою очередь, руководитель одного из отделов компании Светлана Бабанская призналась, что у неё периодически возникали мысли о переходе в другое место: в условиях, когда бизнес работодателя развивается активными темпами, сотрудники также ощущают на себе перемены, которые могут пугать, это нормальная человеческая реакция. Тем не менее специалист решила остаться.
Известно, что любое крупное предприятие должно постоянно развиваться. В данном случае остановиться в буквальном смысле означает пропасть. А расширение, как правило, неразрывно связано с привлечением дополнительных кадров. На памяти Светланы Бабанской в коллектив приходили новые люди. "Самое сложное в адаптации новичков ― рассказать, что мы здесь делаем и почему здесь надо остаться. Если человек поймет, что пришёл в классную команду, цель будет достигнута. На работе люди проводят зачастую больше времени, чем в семье. И если работа не приносит положительных эмоций, то зачем она?", ― рассуждает г-жа Бабанская.
Как показывает практика, для работника компании наиболее важным критерием является постоянство и уверенность в завтрашнем дне. Так, по данным опроса hh.ru, 92% респондентов считают финансовую стабильность работодателя основополагающей. Для 95% главным является финансовая часть, 84% важны хорошие отношения с командой и руководством. На это также обращает внимание территориальный инженер по торговому и холодильному оборудованию в категории "Свежая продукция" "Пятёрочки" Павел Коробов, отмечая, что для него и коллег важны поддержка работодателя, медицинское страхование, своевременная оплата труда. К слову, в честь своего юбилея всем работникам со стажем 25-лет компания выплатила премию в размере 300 тыс. рублей.
Разумеется, не последним критерием является статус работодателя и уверенный бренд. В этом смысле у тех, кто имеет сильные позиции на рынке, гораздо больше шансов набрать и сохранить постоянную команду сотрудников.
Ставку на развитие бренда работодателя будет важно делать в ближайшие несколько лет, пока на рынке актуальна проблема кадрового дефицита. Помимо привлечения сотрудников эксперты рекомендуют уделять внимание их обучению, мотивационным мероприятиям, а также тимбилдингу. Всё это в сумме позволяет укрепить репутацию в глазах соискателей, что можно видеть на примере крупных предприятий, с большим опытом работы на рынке.