Фильм "Мастер и Маргарита" произвёл фурор в прокате: что посмотреть ещё

Автор фото: kinopoisk.ru

На фоне успешного проката новой киноверсии романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", чья касса уже превысила 1 млрд рублей, "ДП" предлагает вспомнить другие нетривиальные экранизации русской и советской литературной классики, снятые как отечественными, так и зарубежными кинематографистами.

"Тихий Дон" (1957–1958, режиссёр Сергей Герасимов)

Роман Михаила Шолохова, за который с одиннадцатой попытки он всё–таки получил Нобелевскую премию, экранизировали не единожды, но самым известным, успешным и эталонным, с которым под лупой сравнивают последующие версии, был и остаётся трёхсерийный фильм Сергея Герасимова.
Об экранизации шолоховского романа режиссёр думал ещё в 1939 году, но тогда ему рекомендовали отступиться от этой идеи. Вернулся он к замыслу уже после Великой Отечественной войны. Подготовка к съёмкам заняла больше 2 лет, и одна из самых трудоёмких задач состояла в точном подборе актёров не только на главные, но и на второстепенные и эпизодические роли. Актрису Элину Быстрицкую на роль Аксиньи одобрил лично Михаил Шолохов. А вот исполнителя роли Григория Мелехова искали очень долго, пока случайно режиссёр не заметил в массовке Петра Глебова и не предложил попробоваться на главную роль.
Премьера первых двух серий состоялась 26 октября 1958 года. Трагическую историю жизни и судьбы донского казачества в период от войны до войны в первый год посмотрели 42 400 000 зрителей. Третья серия была выпущена в прокат 30 апреля 1958 года. Читатели журнала "Советский экран" дважды — в 1957 и 1958 годах — называли "Тихий Дон" лучшим фильмом.

"Человек–амфибия" (1961, режиссёры Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский)

Импульсом к появлению "Человека–амфибии" послужила другая кинокартина — документальная лента "В мире безмолвия" Жак–Ива Кусто и Луи Маля, одними из первых в мире использовавших подводную съёмку. Увиденное на экране так впечатлило режиссёра Владимира Чеботарёва и оператора Эдуарда Розовского, что они решили добиться возможности экранизировать роман Александра Беляева. Над этим настоящим киноэкспериментом работали преимущественно дебютанты или те, кто недавно начал свою кинобиографию: от самого режиссёра до исполнителей главных ролей — инопланетно прекрасных Владимира Коренева и Анастасии Вертинской — и композитора Андрея Петрова, написавшего в том числе и раскованную, хулиганскую, со жгучими джазовыми мотивами "Песенку о морском дьяволе". Однако Чеботарёв так и не исполнил до конца свою мечту: его сочли виновным в простоях, заменив Геннадием Казанским, который и завершил фильм.
После выхода в прокат критики разнесли "Человека–амфибию" в пух и прах. А зрители штурмовали кинотеатры, сделав фильм в результате одним из самых кассовых за всю историю советского кино: в первый год его посмотрели 65,5 млн человек.

"Война и мир" (1956, режиссёр Кинг Видор), "Война и мир" (1965–1967, режиссёр Сергей Бондарчук)

Советский Союз первым отправил человека в космос, а вот эпохальный роман Льва Толстого первыми экранизировали в Голливуде. Продюсировали эту картину столпы киноиндустрии — Дино де Лаурентис и Карло Понти. Роль Наташи Ростовой без дискуссий отдали голливудской звезде и обладательнице "Оскара" Одри Хёпберн. Её партнёрами на площадке стали Мел Феррер (князь Андрей Болконский), Генри Фонда (Пьер Безухов), Анита Экберг (Элен Курагина), Витторио Гассман (Анатоль Курагин). "Роль" России сыграли Италия и Финляндия. Фильму, несомненно, можно предъявить претензии, но одного не отнимешь — сделан он со всем возможным уважением и любовью к этому произведению. А батальные сцены и сегодня впечатляют так же, как и почти 70 лет назад. В мировом прокате картина прошла не слишком успешно, зато когда она вышла в СССР в 1959 году, её посмотрели 31,4 млн зрителей.
Согласиться на существование только американской версии руководители советского кинематографа, естественно, не могли. Тем более что единственной отечественной экранизацией был фильм 1915 года Владимира Гардина и Якова Протазанова. На кресло режиссёра–постановщика претендовали могущественный и авторитетный Иван Пырьев и Сергей Бондарчук, в чьём багаже на тот момент была всего одна киноработа — "Судьба человека". В итоге одну из самых эпических картин советского кино, на успех которой работала без преувеличения вся страна, снял Бондарчук. Четырёхчастную эпопею "Война и мир" признали эталонной, и в совокупности она собрала 135,3 млн зрителей.

"Доктор Живаго" (1965, режиссёр Дэвид Лин)

Борис Пастернак работал над своим главным произведением 10 лет, а когда завершил, советские чиновники к изданию его не допустили. Рукопись передали через посредников итальянскому издателю Фельтринелли, благодаря которому о романе узнали за пределами СССР и начались его публикации. Вскоре книга стала бестселлером, и в 1963–м продюсер Карло Понти приобрёл права на экранизацию и он же предложил в качестве режиссёра Дэвида Лина, к тому моменту уже имевшего репутацию мастера масштабных кинополотен и обладателя двух "Оскаров" ("Мост через реку Квай", "Лоуренс Аравийский"). Сценарий написал британский драматург Роберт Болт, награждённый за эту работу Американской киноакадемией в номинации "Лучший адаптированный сценарий". Роман существенно переработали, чтобы уложить в три с небольшим экранных часа.
Общий бюджет фильма составил $15 млн, в прокате же он собрал более $100 млн и получил 10 номинаций на "Оскар". Однако всё это не спасло от едкой оценки критиков, которые говорили о халтурной работе, затянутости, примитивности режиссёрских решений. Лина так потрясла эта реакция, что он даже заявил об уходе из профессии. Действительно, в фильме полно "развесистой клюквы", штампов и стереотипов: от косоворотки, которую практически не снимает главный герой, и балалайки до водки и карикатурных большевиков, и лубочная эстетика здесь возвышается над всеми остальными. И тем не менее эта картина, художественно пусть очень несовершенная, долгое время оставалась единственной экранизацией романа Бориса Пастернака. Снова к нему решились подступиться только в новом столетии: с разницей в 4 года в Англии и России вышли мини–сериалы "Доктор Живаго".
В России же фильм Дэвида Лина впервые показали после перестройки.

"Бег" (1971, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов)

Этот фильм стал первой экранизацией произведений Михаила Булгакова, снятой в Советском Союзе.
После многочисленных мытарств с предыдущей картиной — "Скверный анекдот" (1966), — в конце концов отправленной на полку, режиссёрский дуэт для новой работы предложил перенести на экран пьесу "Бег", находившуюся под негласным запретом. В этот раз тоже пришлось преодолевать препятствия в лице кинематографического начальства. Но благодаря нескольким "булгаковским чудесам" (по определению самих авторов) фильм не только запустили в производство, но сняли и даже выпустили в прокат. Лидером бокс–офиса он не стал, заняв в год выхода место в четвёртой десятке — посмотрели его около 20 млн зрителей, но был отобран в основной конкурс Каннского кинофестиваля, где соревновался с "Посредником" Джозефа Лоузи, "Смертью в Венеции" Лукино Висконти и "Семейной жизнью" Кшиштофа Занусси.
На родине же Алову и Наумову пеняли за сочувственное изображение белогвардейцев, симпатию к эмигрантам, но хвалили их за изобретательность, напряжённое повествование и отменные актёрские работы.

"Анна Каренина" (2012, режиссёр Джо Райт)

История трагической любви замужней Анны Карениной и блестящего офицера Алексея Вронского остаётся притягательной для кинорежиссёров и актрис уже больше века. Начиная с 1910 года, когда вышла первая экранизация, и по сей день снято несколько десятков версий романа Толстого. Одну из самых неизбитых и уж точно не следующих след в след Толстому снял 12 лет назад британский режиссёр Джо Райт по сценарию драматурга Тома Стоппарда.
В отличие от предшественников Стоппард и Райт выбрали театральную условность: часть эпизодов буквально разыгрывается на сцене, другая помещена в нарочито театральные декорации. Герои здесь не только произносят ожидаемые диалоги, но ещё исполняют хореографические этюды, по форме близкие к балету или современному танцу. Все здесь актёрствуют, играют друг перед другом и перед светским обществом — оно же пристрастная публика. Единственное исключение — Константин Левин, предпочитающий этому насквозь искусственному и ранжированному пространству деревню, природу и покосы. Предложив решение, до которого прежде никто не додумался, Стоппард и Райт оказываются ближе к идее романа, чем кто бы то ни было. Формула "весь мир — театр, а люди в н`м актёры" сработала настолько точно, что попытки сравнить этот фильм с какой–то другой версией тут же провалятся. В общемировом прокате эта "Анна Каренина" собрала около $70 млн.