Nikoliers: 40 новых отечественных брендов вышли на российский рынок за 2023 год

Автор фото: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"
Девушка у входа в магазин одежды в торговом центре "Галерея" в Петербурге.
За прошлый год на российский рынок ретейла вышли новых 40 отечественных брендов.
Согласно подсчётам консалтинговой компании Nikoliers, за последний год такие ретейлеры открыли 349 магазинов общей площадью 159,9 тыс. м2. При этом в большинстве случаев (23 из 40 брендов) речь шла о начинающих игроках, которые ранее либо не были представлены на рынке, либо были представлены только онлайн или в виде корнера в универмаге, а затем впервые открыли собственные бутики в ТЦ — их доля составила 57,5% от общего числа открытий.
"Как правило — это единичные открытия или пока ещё небольшие сети до трёх точек продаж. Например, магазин товаров для дома “Гуд Лакк”, товары для детей Totti Kids и одежда и обувь от Greчka", — говорится в исследовании Nikoliers.
Специалисты обратили внимание, что в целом вышедшие на рынок в 2023 году новые бренды можно условно разделить на три группы. И если в первую вошли вышеупомянутые новички, во вторую аналитики включили бренды, созданные уже представленными на рынке крупными ретейлерами, — 10, или 25% от общего количества новых брендов.
"Такие игроки обладают значительными ресурсами, что позволяет им расширять свою сеть и географию присутствия за счёт наращивания инфраструктурных мощностей: Lamoda Sport, Just Clothes, IDOL, Askona Home и "Ещё"", — отмечают эксперты.
В третьей группе оказались бренды, перезапустившиеся в качестве мультибрендовых магазинов после ухода иностранных ретейлеров (семь брендов, или 17,5% от общего числа): Amazing Red, Desport, Pan Club, "Мультик", Trendzone, NCF и ASP. Кроме того, данные игроки оказались абсолютными лидерами по темпам открытия новых торговых точек за прошлый год, запустив 224 из 349 магазинов (64,2% от общего количества) общей площадью 84,9 тыс.м2 (53,1% от общего объёма), поскольку создавались на основе уже существующей инфраструктуры.
Также в исследовании отмечается, что 62,5% появившихся на российском рынке брендов относятся к монобрендовым бутикам, а оставшиеся 37,5% — к мультибрендовым. При этом чаще всего локальные бренды предпочитали выходить на рынок в столице или городах-миллионниках. Эта тенденция сохраняется и сейчас: так, бренд одежды Rusпублика ищет свободные площади в московских ТРЦ "Афимолл Сити", ТРЦ "Европейский" и ТЦ "Метрополис", а его конкурент ALZA тоже планирует начать с Москвы, Петербурга и Краснодара.
Структура новых российских брендов по категориям и количеству брендов за 2023 год.
Автор: Nikoliers
Партнёр Nikoliers Анна Никандрова обращает внимание, что за последние 2 года российские ретейлеры использовали дополнительные возможности для развития, открывшиеся после ухода иностранных конкурентов, и сумели заметно нарастить долю рынка за счёт расширения ассортиментных матриц, запуска новых брендов и расширения уже существующих форматов.
"В результате они успешно заместили освободившиеся ниши и площади в топовых торговых центрах. При этом мы наблюдаем, что в текущей ситуации активно создаются и успешно развиваются новые бренды — это стало возможном благодаря накопленному опыту и ресурсам в сегменте ретейла, благодаря чему они могут предложить потребителю качественный и запоминающийся продукт", — подчеркнула эксперт.
Структура новых российских брендов по категориям, в % от общей площади новых открытий за 2023 год.
Автор: Nikoliers
Также Анна Никандрова выразила надежду, что, учитывая активное развитие мультибрендовых пространств, владельцы торговых центров начнут чаще привлекать их в качестве арендаторов, дав молодым брендам и дизайнерам возможность представить свою продукцию широкой аудитории, получив необходимый опыт и поддержку.
"Если говорить об иностранных брендах, то в течение 2023 года российский рынок пополнился 27 новыми иностранными брендами, в то время как прекратили свою работу восемь. В основном новые игроки были представлены брендами из Турции, Ливана и Белоруссии. 51,9% вышедших брендов относятся к среднему ценовому сегменту, 33,3% — к сегменту “выше среднего“ ”, 11,1% — к премиальному, и только 3,7% — к сегменту “ниже среднего", — добавили аналитики.
Ранее "Деловой Петербург" писал, что за последние 2 года российские ретейлеры существенно увеличили долю арендованных площадей в торговых центрах Петербурга, заняв более 80% помещений, а самый большой объём площадей среди иностранных брендов занимают французские компании.
Тем временем у крупных ретейлеров разыгрался аппетит к поглощению региональных сетей, а прошлый год назван рекордным по количеству подобных сделок. Подробности — в материале Константина Петрова.