Завод Hyundai в Петербурге планируют превратить в автокластер с господдержкой

Автор фото: Коньков Сергей
Сборка автомобилей Hyundai на заводе "Hyundai Motor Manufacturing Rus"
AGR Automotive Group ищет партнёров для создания автокластера на заводе Hyundai в Шушарах, сообщили источники в отрасли.
Такую налоговую альтернативу СПИК и ОЭЗ президенту предложил Максим Решетников.
В конце января компании "Арт-Финанс" перешли две производственные площадки в Петербурге: завод в промзоне Каменка и бывший завод GM в Шушарах. Ранее материнская AGR выкупила бывший завод Volkswagen в Калужской области.
Именно AGR и выступила инициатором создания автомобильного кластера для получения льгот и субсидий на развитие. Позже глава МЭР Максим Решетников сообщил о планах создать автокластер на совещании с Владимиром Путиным по развитию петербургской агломерации.
"Мы в процессе поиска потенциальных партнёров. Как только все необходимые договоренности будут достигнуты, мы сразу же официально сообщим о планах", — сообщили в AGR.
По данным источников агентства "Фонтанка", возможными партнёрами и участниками автокластера могут стать компании из Татарстана и Калининградской области. О каких именно производителях идёт речь не уточняется, вероятно, это "Соллерс Алабуга" и Автотор.
Цель создания кластера, по словам собеседников, это получение субсидий и преференций на таможне, которые не могут обеспечить формат специального инвестиционного контракта (СПИК, ранее был подписан, например, с Hyundai) или налоговые условия особой экономической зоны (ОЭЗ).
"Но ОЭЗ — это региональная мера поддержки, так что надо будет менять федеральный закон, эту тему отодвинули. Так и возник некий "кластер", — пояснил источник.
При этом вступивший в силу в 2023 году режим поддержки участников промышленных кластеров (льготные кредиты, снижение страховых взносов, 150 млн рублей на закупку оборудования) предусматривает участие минимум пяти предприятий, связанных территорией или цепочкой сборки. Такой кластер, по условиям, должен предложить не менее трех проектов.
"Экономика возникает только при крупной серийности. Это — основной вызов. Если эта проблема будет решена, то мы готовы использовать весь арсенал мер поддержки — СПИК, РИП, субсидирование через РФРП, который у нас есть", — так оценил проект автокластера вице-губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов.
Опрошенные "Деловым Петербургом" источники и аналитики в отрасли утверждали, что завод Hyundai в Петербурге может полноценно возобновить работу через полгода, к лету. При этом ,как отмечалось, далеко не все марки КНР готовы в открытую поддерживать российский автопром, и зачастую действуют через посредников, опасаясь вторичных санкций.
Именно поэтому схема с неафишированием китайских компаний, которые выступают в роли партнёров, представляется наиболее подходящей в данный момент. По одной из версий, машины будут сходить с конвейера под логотипом GAC, поскольку Hyundai не продлила лицензию. По другой, Hyundai и Kia могут вернуться в Россию под брендом Solaris.