Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне 26 января рассмотрит апелляцию Олимпийского комитета России (ОКР) на решение Международного олимпийского комитета (МОК) о приостановке членства в организации. Такое решение МОК принял в октябре в связи с тем, что ОКР включил в свой состав олимпийские советы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В апелляции Олимпийский комитет России попросил отменить решение международников и восстановить его в утраченных правах. После решения CAS останется ещё одна возможность оспорить решение МОК — теперь уже в Федеральном суде Швейцарии.
Впрочем, независимо от того, что решат судьи, ситуация, сложившаяся в международном олимпийском движении, очевидно противоречит принципам этого движения. Они, как известно, определяются хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 году. Согласно этому документу, состязания "…объединяют спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам…". Но похоже, это предание устарело, и верится в него уже давно с трудом.
Убеждения, что спорт (как и культура) существует вне политики, начали рушиться не вчера и не только у россиян. Достижения атлетов с какого–то момента стали восприниматься как повод крикнуть "ура нам" и пренебрежительно посмотреть на "них". Понять международных спортивных функционеров, решающих, кому дано право выступать на Олимпиаде, а кому нет, можно — иных инструментов выразить свою позицию у них нет, да и случай не тот, чтобы защищать олимпийские интересы, занимая сторону меньшинства.
Кризисы отрезвляют, и в этом, пожалуй, их главная польза. Они помогают уничтожить остатки иллюзий о незыблемости тех или иных принципов. Наиболее ярко это проявляется там, где в дело вступает политика: расхождение интересов по одной стороне рушит "дружбу" по всем остальным. Причём парадокс в том, что "ссорятся" одни участники событий, а эффект от этого ощущают другие — те, кого долгое время убеждали в том, что они не при делах.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: а что делать спортсменам? Тем, кто после долгих лет труда и пути к высокой награде упрётся лбом в железную стену.