НИИ из Петербурга отправит системы управления вагонов метро в Минск и Ташкент

Научно-исследовательский институт точной механики (АО "НИИ ТМ") поставит системы управления и обеспечения безопасности для новых станций Красносельско-Калининской линии Петербурга, а также для строящейся ветки скоростного трамвая между Купчино, Шушарами и Славянкой. Об этом рассказал 17 января генеральный директор компании Олег Антонов в ходе визита на предприятие вице-губернатора Петербурга Кирилла Полякова.
"Наши знаковые проекты на 2024 год это в первую очередь — 6-я линия петербургского метрополитена (Красносельско-Калининская), включая новые станции "Юго-Западная" и "Путиловская". Кроме того, будем участвовать в модернизации тяговых подстанций для Горэлектротранса. Есть и международные проекты: метрополитены Минска и Ташкента", — сказал Олег Антонов. Компания также планирует участвовать в проекте строительства легкорельсового трамвая из Купчино в Шушары и Славянку, добавил он.
Напомним, в последние годы власти Петербурга вкладывают значительные средства в развитие городского электрического транспорта. Только до конца текущего года город закупит 177 новых трамваев и троллейбусов, 80 вагонов метро "Балтиец", 523 автобуса и порядка 100 электробусов. В модернизации нуждается и инфраструктура: тяговые подстанции, рельсы, контактно-кабельная сеть, системы управления для метрополитенов и трамваев. Это позволяет более качественно управлять составами и обслуживать их, а также перевозить пассажиров быстрее.
Петербургское НИИ ТМ изначально специализировалось на создании аппаратуры для космических аппаратов. Компания также развивает гражданское направление: производство систем управления для метрополитенов, а также систем безопасности для поездов метро и трамваев. Она уже поставляет их для вагонов "Балтиец", а также участвует в модернизации метрополитена в Казани. По собственной оценке, в 2023 году объём выпущенной продукции в денежном выражении составил 2,3 млрд рублей. В 2024-м благодаря новым контрактам эта цифра почти удвоится и достигнет 4 млрд. "Растём семимильными шагами", — отметил Олег Антонов.
Компания получила несколько льготных займов в городском Фонде развития промышленности, которые потратила на модернизацию. На первый из них, в 47 млн рублей, взятый в 2019 году, НИИ ТМ закупил линию автоматизированного поверхностного монтажа плат с автоматической пайкой. Сейчас к выдаче готовится второй заём в размере 27,4 млн, его направят на покупку шести станков, которые позволят "закрыть" остальные участки их сборки, сократить объём ручного труда и нарастить производительность.
"Это предприятие — одно из ярких примеров выполнения поручения президента России о достижении технологического суверенитета. В рамках обновления подвижного состава мы ставим задачу перед промышленностью: чтобы этот подвижной состав был максимально "русифицирован". На примере этого предприятия мы видим, как работают меры поддержки, определённые губернатором Петербурга для развития промышленности в нашем городе", — сказал журналистам Кирилл Поляков.
Как подчеркнул вице-губернатор, инженеры НИИ ТМ разрабатывают практики по управлению общественным транспортом и подвижным составом, которые раньше не применялись не только в России, но и нигде в мире.
Несмотря на высокую зарплату в промышленности города, кадров на заводах по-прежнему не хватает. Выпускать же продукции нужно всё больше, поэтому на первый план выходит производительность труда. "Один человек может произвести больше в том числе за счёт модернизации производства, приобретения автоматизированного оборудования и переобучения кадров", — отметил Поляков.
АО "НИИ ТМ" работает с середины ХХ века. Производство ведётся по полному циклу, от разработки и испытаний до серийного выпуска — и занимает 46 тыс м2 площадей. Производство ведётся с использованием российских комплектующих. Механическую сборку компания также ведёт самостоятельно. Всего в НИИ ТМ работают более 700 человек.