УАЗики и Лады вместо иномарок: рынок такси и каршеринга ждёт новое потрясение

Регионы смогут требовать у таксопарков покупать только российские авто
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Депутаты Госдумы готовятся принять поправки, согласно которым регионы будут требовать у таксопарков покупать только отечественные автомобили.

Законопроект об изменениях в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси" внесён в Государственную думу в начале недели. Автором инициативы стал сенатор от Петербурга Андрей Кутепов. Документ предлагает наделить регионы правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси — в рамках норм, определённых кабмином.
Как говорится в пояснительной записке к документу (есть в распоряжении "Делового Петербурга"), основной смысл новации — стимулировать спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли. Однако эксперты уверены, что побочным эффектом законопроекта может стать резкий рост цен на услуги такси и каршеринга и ухудшение транспортной доступности.

Чем грозит транспортный дефицит

Главная проблема — острый дефицит автомобилей, который сложился на российском рынке. Деятельность автоконцернов только начинает набирать обороты. В текущем году, по оценкам Объединения автопроизводителей России (ОАР), будет выпущено лишь чуть больше 450 тыс. машин. В 2024 — производство новых легковых автомобилей в России вырастет на 42%, до 660 тыс. штук. Как сообщили в Минпромторге, на объём продаж, соответствующий среднегодовому показателю в 2015–2021 годах, планируется выйти в 2026 году.
Построить в несколько раз больше автомобилей, чтобы полностью закрыть потребности национального авторынка, автопроизводители пока не готовы. До сих пор не заработали многие заводы после ухода недружественных брендов. А дополнительное поощрение спроса в такой ситуации будет способствовать росту цен, считают в Минэкономразвития РФ.
"Предлагаемая в законопроекте парадигма поддержки автопрома является устаревшей. Сегодня ключевые проблемы накопились не в стимулировании продаж, а в противоположной плоскости: в нехватке производственных мощностей", — уверена президент Гильдии автожурналистов Ольга Неделина.
Например, "АвтоВАЗ" уже заявил, что выпуск машин в 2023 году будет снижен из-за санкций на 10%. При этом осенью автоконцерн резко поднял цену на свою продукцию, В результате стоимость топовой Lada Vesta превышает 2 млн рублей. А некоторые модели, по словам официальных дилеров, в Петербурге вообще невозможно найти.
"В таких условиях массовое обновление таксопарков "вымоет" машины российского производства с розничного рынка, что приведёт к усугублению дефицита", — подчёркивает Ольга Неделина.
Сейчас в продаже недостаточно автомобилей, подходящих по цене и техническим характеристикам для таксопарков, говорит исполнительный директор Ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская. "Это усугубляется жёсткой нехваткой водителей. Поэтому важно с осторожностью применять принудительное регулирование, чтобы избежать нового витка оттока перевозчиков из отрасли. Так как любой перекос в предложении прямо пропорционально отражается на цене поездки", — добавила она.
С коллегами согласен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. "Любые ограничения разумно вводить тогда, когда есть возможность произвести подходящие под него товары. К сожалению, сейчас российская промышленность не готова к наращиванию производства в необходимом объёме. Любые ограничения приведут к дальнейшему росту цен, тогда как автопарки ограничены в финансовых ресурсах, чтобы закупать по завышенной стоимости только определённые модели", — отметил собеседник "ДП".

Тарифы на такси могут вырасти

Как рассказали в рабочей группе агрегаторов такси и цифровых платформ при Российском союзе промышленников и предпринимателей, даже в таких непростых условиях таксомоторные компании продолжают инвестировать в покупку отечественных автомобилей. С учётом невозможности компенсировать дефицит за счёт продукции российского автопрома, установление уровня локализации такси выступит излишним ограничением для закупки машин.
Это может серьёзно осложнить работу таксопарков. Более того, не все таксомоторные компании смогут найти достаточно средств, чтобы выполнить требования локализации и остаться на рынке. Таксисты, среди которых большинство самозанятых, использующих собственные или арендованные автомобили, — тем более. Да и сам потребитель вряд ли будет готов оплатить дополнительные издержки, которые вынужденно лягут на его плечи. А дальше автовладельцы начнут работать "в серую", качество и безопасность перевозок упадёт. "И окажется, что закон о такси не работает, потому что все водители ушли в "бомбилы", — предполагает Антон Шапарин.
По данным Финансового университета при правительстве РФ, ежедневно около 5 млн россиян пользуются услугами такси. А за неделю их количество увеличивается до 60 млн. Это один из самых популярных способов передвижения, считают в рабочей группе при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Принудительная локализация вызовет резкое сокращение численности такси, а значит — спровоцирует рост тарифов.

Какая поддержка нужна российскому автопрому

По мнению рабочей группы при РСПП, вместо ограничительных инициатив нужны конкретные меры поддержки — например, субсидии, которые позволят выпускать больше машин.
С этой позицией согласна Наталия Лозинская. "Нереально заставить приобрести тот автомобиль, который не по карману перевозчику. Поэтому законопроект о локализации должен реализовываться с применением государственной поддержки автопроизводителей, чтобы на рынке было достаточно локальных автомобилей по доступным ценам. В таком случае можно избежать оттока водителей из такси и, соответственно, скачка цен", — говорит она.
Одновременно необходимо обозначить порог наценки на машины, закупаемые таксопарками в рамках локализации, например на 15%, как предлагает Национальный союз по защите прав потребителей.
По мнению экспертов, инициатива о локализации нуждается в существенной переработке. В том числе, с учётом возможных рисков и опыта регионов. Необходимо усовершенствовать предлагаемые механизмы реализации, а не просто обязать таксомоторные компании пересесть на "родные УАЗики". В таком случае законопроект станет сигналом для концернов: "приходите на наш рынок, мы поддержим".
"Отечественных машин марки Ford Focus на предприятии во Всеволожске в своё время было выпущено более 700 тыс. Отлично зарекомендовали себя в такси модели чешского бренда, выпускаемые на заводе ГАЗ. Локализация этих машин была на высоком уровне. Если будет здоровая конкуренция и адекватное предложение, покупатель проголосует рублем", — резюмирует руководитель отдела рекламы "Такси 068" Максим Иванченко.
Он уверен, что чётко выверенные меры могли бы простимулировать приход новых автопроизводителей, что прямо затронет Петербург и Ленинградскую область.