Салоны красоты Петербурга попросили исключить их из эксперимента по маркировке

Автор фото: freepik.com

Петербургские салоны красоты опасаются сильного роста расходов из–за перехода на маркировку.

Петербургская Ассоциация предприятий индустрии красоты (АПИК) обратилась к бизнес–омбудсмену Борису Титову с просьбой посодействовать исключению предприятий с ОКВЭД 96.02 (предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты) из цепочки маркировки. Как отмечают авторы письма, они будут вынуждены тратить время и силы на обучение персонала и адаптацию рабочего процесса к новым требованиям.
В пресс–службе ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак") объясняют, что с 1 декабря 2023 года до 28 февраля 2025 года планируется эксперимент по маркировке косметики, в ходе которого предполагается выявить все возможные нюансы. Эксперимент будет бесплатным и добровольным, а решение о внедрении маркировки в обязательном порядке будет принято правительством по итогу.
"То есть опасения преждевременны. Салоны красоты ещё никуда не включили, а они уже просят их исключить. Кстати, 15% салонов красоты по России, которые оказывают в том числе медицинские услуги, уже работают в системе маркировки, так как пользуются лекарствами, — подчёркивают в ЦРПТ. — По данным ВШЭ, на рынке 16% приходится на поддельную и нелегальную косметику".
Представители АПИК возражают, что в случае введения эксперимента участникам рынка необходимо будет выводить из оборота в системе ГИС МТ "Честный знак" косметику, которую они используют для собственных нужд, а это потребует инвестиций в оборудование и ПО. В итоге услуги для потребителя подорожают.
По подсчётам ассоциации, примерные затраты бизнеса на одно рабочее место сейчас составляют 216 тыс. рублей, обслуживание же ГИС МТ "Честный знак" в год обойдётся в 746 тыс. рублей. При этом в России уже есть способ борьбы с контрафактом в косметической индустрии — система обязательной сертификации и декларирования.
"Салоны красоты в Петербурге представляют собой скорее даже не микро–, а нанобизнес. Средний оборот в регионах составляет 300 тыс. рублей. Весь учёт работники ведут в тетрадках, для реализации программы маркировки нужно закупать компьютер, плюс придётся искать специалиста для внедрения процесса, а средняя зарплата у такого сотрудника, по данным hh.ru, 58 тыс. рублей в месяц", — подчёркивает руководитель АПИК Лялья Садыкова.
В ЦРПТ рассчитанные АПИК трудозатраты называют не имеющими отношения к реальности. "Всё, что потребуется для работы с маркировкой, — любой компьютер. От работника — принимать косметику на баланс при покупке и выводить её из оборота при вскрытии. Это можно делать одной кнопкой без сканирования кодов. Печатать и наносить коды маркировки им не придётся, сканер не потребуется, ПО бесплатное, электронный документооборот тоже", — утверждают там.
Напомним, на сегодня в обязательном порядке бизнесу необходимо маркировать духи и туалетную воду, а также антисептики, БАДы. Ряд салонов красоты работают с этой продукцией. Также требование распространяется на лекарства, табак, обувь, шины, молочную продукцию.
Впервые маркировка была запущена в 2019 году в целях сокращения количества контрафакта на рынке.