Ход коньком: вернутся ли российские фигуристы на мировую арену

Автор фото: ТАСС

Фигуристы в России по популярности могут посоревноваться с суперзвёздами кино. Посмотреть на выступления атлетов приходят полные стадионы, их посты в социальных сетях собирают сотни тысяч лайков. Что изменилось в любимом виде спорта миллионов за последние 1,5 года?

Пик интереса к фигурному катанию в России пришёлся на конец второго десятилетия нынешнего века. Он был связан с полным доминированием россиян на международной арене.
К примеру, на чемпионате мира — 2021 российские спортсмены взяли три золота из четырёх возможных в индивидуальных видах. Анна Щербакова стала первой в одиночном катании, Анастасия Мишина и Александр Галлямов — в парном, и Виктория Синицына и Никита Кацалапов — в танцах на льду.
Противостояние между Александрой Трусовой, Камилой Валиевой и той же Анной Щербаковой стало самой рейтинговой телетрансляцией на Олимпиаде–2022 в Пекине. Российскими спортсменками восхищались все, включая соперниц из других стран.
Может, поэтому после бана на российский спорт отечественным ледовым королевам и королям было проще оставаться на вершине славы, чем представителям других видов спорта. Задел был создан приличный, чтобы сразу не растерять популярность, после того как вход на все международные соревнования был замурован (этот запрет действует и поныне).
В Российской федерации фигурного катания решили, что лучшее в данной ситуации — ничего резко не менять. И просто скопировали структуру и календарь международных соревнований.
Этапы Кубка мира были заменены на этапы Кубка России, а чемпионаты мира и Европы — первенством России. Плюс был придуман чемпионат страны по прыжкам — наше ноу–хау в этом виде спорта.
Провести всех звёзд российского, а считай, мирового фигурного катания по крупным российским городам в принципе оказалось хорошей идеей. Народ пошёл на стадионы.
Да и гонорарами звёзд фигурного катания не обидели. Общий фонд на премирование, который выделила федерация на прошлый сезон, — больше 100 млн рублей (такой же остался и на нынешний) — серьёзные деньги для этого вида спорта.
Причём, как утверждают чиновники, эти средства не бюджетные, а вложения партнёров и спонсоров. Речь идёт о компаниях "Ростелеком", "Тинькофф" и "МИР".
Одним словом, народ шёл смотреть вживую на чемпионов мира и Олимпиад, что раньше чаще было доступно в основном зарубежным болельщикам. Спортсмены же получали достойные деньги.

На уровне средних хоккеистов КХЛ

К примеру, Камила Валиева заработала в прошлом сезоне даже больше (9,958 млн рублей), чем год назад, выступая на международных турнирах (8,552 млн, или $111,3 тыс.).
И это даже не считая гонораров за участие в ледовых спектаклях, а там тоже выплачивают солидные суммы.
Например, как свидетельствует выписка с официального сайта Единой информационной системы, за спектакль Татьяны Навки на стыке 2022 и 2023 годов Валиева за 15 выступлений получила 6,603 млн рублей — договор был заключён с мамой несовершеннолетней спортсменки.
А представляющая Петербург чемпионка мира Елизавета Тухтамышева заработала 931,8 тыс. рублей — за девять выходов перед публикой.
И, кстати, таких спектаклей у ведущих фигуристов как минимум по несколько в год. Поэтому не так страшно даже завершение спортивной карьеры.
Тем более что у тех же Загитовой, Тухтамышевой, Трусовой, Щербаковой есть ещё индивидуальные спонсоры и официальная зарплата от Спорткомитета: от 30 тыс. до 250 тыс. в зависимости от стажа. Олимпийским чемпионам идёт надбавка 52 тыс. рублей.
То есть российские звёзды в сумме могут получать до 30 млн рублей в год. Другой вопрос, что на фоне зарплат футболистов и хоккеистов такие суммы не выглядят фантастическими. К примеру, зарплата 30 млн — это уровень хоккеиста среднего уровня в клубе КХЛ, который даже не претендует на ведущие роли.
Итак, первый сезон без международных соревнований вышел экспериментальным, он доказал, что российские спортсмены и без иностранных конкурентов прекрасно проживут. Но дальше уже встанет вопрос с мотивацией — и фигуристов, и спонсоров.
Российские болельщики исторически воспитаны на противостоянии отечественных спортсменов с иностранными, лучше из Европы или Америки. Победившие зарубежных конкурентов становятся любимцами страны, как в своё время Евгений Плющенко и Алексей Ягудин или позднее Евгения Медведева, Алина Загитова и Камила Валиева.
Так что пока проходят скорее показательные выступления наших звёзд, а такие соревнования вряд ли будут долго держать внимание публики. Ведь даже нет соперничества со сборными Казахстана и Белоруссии — как в хоккее, или с африканскими и азиатскими командами — как в футболе.
Пока все российские соревнования по фигурному катанию транслирует Первый канал, но рейтинги внутренних разборок падают. Тем более непонятно, что теперь представляет собой, к примеру, чемпион страны. Действительно ли он звезда мирового класса или хорош только на внутреннем рынке?

Надежда на клубы

Поэтому сейчас российские чиновники пытаются как–то вернуть ведущих фигуристов на международную арену. В лоб это сделать, естественно, не получится — ISU продлил запрет на выступление наших атлетов. Но рассматривается ход конём, или коньком.
Основательница "фабрики звёзд" Этери Тутберидзе вместе с бывшим вице–президентом ISU Александром Лакерником готовят революцию, они создали спортивный клуб Global Skating Academy (CSA).
В отличие от футбола, хоккея, баскетбола в "фигурке" на сегодняшний день действует разделение сугубо по национальному признаку. Люди выступают на соревнованиях за конкретную страну, без клубной принадлежности.
А теперь в команде Тутберидзе, по сути, придумали, как обойти санкции в отношении российских спортсменов.
И, судя по тому, что движение возглавил один из бывших руководителей ISU, одобрение международной федерации уже получено — когда спортсмен представляет не страну, а клуб, такие соревнования проводить можно.
Это не решение проблемы, но хоть что–то в плане международной активности.
Тем более что в период санкций в России обкатали систему, где фигуристы соревнуются от имени группы тренера или в командах.
В чемпионате страны по прыжкам уже соревновались сборные трёх знаменитых тренеров — Евгения Плющенко, Этери Тутберидзе и Алексея Мишина, на Кубке Первого канала "Красная машина" Загитовой боролась против "Нас не догонят" Валиевой.
Для любителей фигурного катания такие противостояния — как для футбольных фанатов матчи "Зенита" против ЦСКА или "Спартака". И воспринимаются с большим энтузиазмом, чем просто личные состязания фигуристов.
Тем более что падение интереса к фигурному катанию фиксируется и на международном уровне. Ведь отсутствие тех же российских одиночниц сразу превращает чемпионаты мира и Европы в местечковые соревнования.
Согласно отчёту ISU, опубликованному на сайте этого союза, отсутствие топ–фигуристов, шорт–трекистов и конькобежцев (они все входят в ISU) из нашей страны на международных соревнованиях привело к убыткам за 2022 год в 1 млн швейцарских франков (около $1,1 млн).
Ведь именно наша страна (вместе с Японией) была главным поставщиком спонсоров. Отсюда полное отсутствие доходов от рекламы и денег за покупки прав на телетрансляции.
Так что движение навстречу может быть и взаимным.