Тенденция к масштабированию интернет–торговли в регионах приводит к уменьшению доли Петербурга и Москвы. Маркетплейсы всё активнее осваивают российские регионы.
По данным Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), за 9 месяцев 2023 года общий объём интернет–торговли в России составил 4,3 трлн рублей. Это на 23% больше, чем в прошлом году. Из этой суммы 4,1 трлн рублей приходится на продажи российских компаний интернет–торговли, а 117 млрд рублей — на трансграничный рынок.
В топ–3 регионов по объёмам онлайн–продаж находятся Москва (18%), Московская область (9,2%) и Петербург (6,1%). Несмотря на высокие показатели, их доля с каждым годом уменьшается. Например, с 2021 года объёмы продаж в Москве уменьшились на 2,1%, в Московской области — почти на 2%. В Петербурге за 2 года доля продаж сократилась более чем на 1%. В регионах же показатели продолжают расти.
“
"Рост доли продаж в регионах увеличивается пропорционально проникновению маркетплейсов. С одной стороны, покупатели всё больше привыкают приобретать товары в онлайне, с другой стороны, региональные предприниматели чаще либо открывают бизнес в онлайне, либо торгуют на маркетплейсах", — объясняет директор по маркетингу банка для бизнеса "Бланк" Константин Сухачёв. По словам эксперта, в абсолютных цифрах в Москве и Петербурге объём продаж не меняется.
С этой позицией согласен основатель агентства интернет–маркетинга OptimPro Антон Полилов. Он отмечает, что в целом по стране сегмент онлайн–продаж продолжает заметный рост от года к году.
"Если до этого быстрее всего росли именно центральные районы — Москва, Петербург и их области, то сейчас регионы догоняют. Это обычное явление: сначала бизнес делает упор на те регионы, где объём рынка (то есть количество покупателей) больше, а далее уже развивается в сторону меньшей конкуренции. Также из года в год заметно улучшается сам сервис. Уменьшаются сроки доставки, увеличивается количество пунктов выдачи и т. д.", — рассуждает Антон Полилов.
Собеседники "ДП" считают, что в ближайшее время тенденции не изменятся, поскольку ёмкость рынков в крупных региональных городах ещё не исчерпана. Ситуация может немного измениться в IV квартале, когда пройдут "чёрная пятница" и новогодние праздники. Антон Полилов добавляет, что рынки Москвы и Петербурга смогут обогнать регионы при условии резких изменений. Например, если продажа автомобилей из офлайна перейдёт полностью в онлайн.