В торговых центрах Петербурга выросли продажи одежды

Автор фото: Сергей Ермохин

Продажи одежды и обуви в ТРЦ Петербурга выросли, но средний чек остался на уровне прошлого года или даже снизился. Покупательский трафик сопоставим с прошлогодним.

Согласно данным "СберАналитики", за 7 месяцев 2023 года продажи российских производителей одежды выросли на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на уход ряда иностранных брендов, рынок fashion–ретейла вырос на 9%.
По данным "Эвотора", за январь–август в Петербурге среднее число покупок одежды выросло на 14%. Средний чек увеличился на 4%, до 3695 рублей. При этом среднее количество покупок обуви снизилось по сравнению с прошлым летом на 4%. Средний чек же вырос на 5%, до 3127 рублей.
"Платформа ОФД" даёт другие данные по среднему чеку — 4258 рублей, что на 9% ниже, чем в прошлом году. Эксперты компании отмечают, что продажи в fashion–сегменте продолжают переток в онлайн–сегмент, в основном на площадки маркетплейсов. "После ухода ряда зарубежных брендов с российского рынка нишу продолжают заполнять отечественные производители, прежде всего в массовом сегменте, а также новые марки из дружественных стран", — говорят эксперты компании.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что по итогам прошедших 35 недель 2023 года Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) ТЦ Петербурга зафиксирован всего на 1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
При этом посещаемость магазинов категории fashion retail, работавших и продолжающих работать на всём протяжении рассматриваемого периода (LFL), оказалась на 4% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. На такое отставание во многом влияет как хорошее начало 2022 года, так и постепенное возвращение ушедших игроков в различных новых форматах.
В отношении среднего чека стоит учитывать эффект высокой базы 2022 года. В результате пикового спроса, вызванного опасениями роста цен и товарного дефицита ввиду ухода ряда международных брендов, а также роста цен на фоне санкционного давления на экономику средний чек тогда оказался на 25% выше, чем в 2021 году.
"При этом, если говорить об общей генерации потока посетителей магазинами рассматриваемой категории, в сравнении с теми показателями, что наблюдались во второй половине 2021–го — начале 2022 года, отставание составляет порядка 20%. В 2022 году отставание в ряде периодов доходило до 35–40% и более за счёт ухода с рынка России ряда международных брендов. Сокращение отставания связано в том числе с постепенным заполнением площадей ушедших арендаторов, а также возвращением ушедших сетей в новых форматах", — замечает эксперт.
Коммерческий руководитель проекта ТРК "Лето" Дарья Зимина подтверждает, что наблюдается положительная динамику трафика. Так, в августе этого года трафик вырос на 9% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, но пока не восстановился до допандемийных уровней для этого периода. Сейчас гостей привлекают новые магазины российских брендов в сочетании с европейскими и турецкими, которые заменили ушедшие с российского рынка марки.
По итогам 7 месяцев 2023 года наметились лидеры по приросту среднего чека: это арендаторы категорий "Общепит", "Бытовая техника и электроника" и "Развлечения". Резкий скачок среднего чека у сегмента fashion отмечался в прошлом году, а в этом он сохраняется на уровне прошлого. "Трафикообразующими можно назвать такие российские бренды, как Gloria Jeans, Henderson, “Снежная королева” и бренды Melon Fashion Group. Мы видим, что они действительно востребованы у гостей", — подчёркивает Дарья Зимина.