Малый бизнес рискует разориться на новых правилах воинского учёта и штрафах

Автор фото: ИТАР-ТАСС
Пренебрежительное отношение работодателей к воинскому учёту теперь будет строго караться.

С 1 октября в десятки раз возрастают штрафы для предприятий за нарушения воинского учёта. Эксперты беспокоятся, что часть бизнеса захочет вернуться в 1990–е и восстановить "серое" трудоустройство с зарплатой "в конвертах".

Изменения в отдельные статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) были приняты в июле текущего года со вступлением в срок с 1 октября. У бизнеса было 2 месяца, чтобы подготовиться к ужесточению законодательства. Для понимания масштабов нововведений можно сравнить пока ещё действующий размер штрафов за нарушение правил ведения воинского учёта 1–3 тыс. рублей с предельным новым 500 тыс. рублей.

Малый бизнес под ударом

Вести воинский учёт сотрудников должны все компании, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Часто их путают с призывниками (все мужчины призывного возраста, которые не находятся в запасе). Весной 2023 года законодатель уточнил терминологию: к военнообязанным относятся те граждане, которые одним из нескольких способов были отправлены в запас. Как правило, в большинстве случаев это мужчины в возрасте до 50 лет и женщины до 45 лет. Если упрощать, то все те, у кого есть военный билет и штамп на 13–й странице паспорта. Возраст может быть выше, в зависимости от воинского звания.
Крупный бизнес, как правило, соблюдал требования законодательства и раньше, включая в свою штатную структуру так называемые военные столы. Средний бизнес, стремясь сэкономить, чаще всего данный функционал возлагал на кадровых специалистов или делопроизводителей: если сотрудник ведёт приём и увольнение персонала, то он же может и соблюдать все требования по воинскому учёту. Малый же бизнес (в том числе и индивидуальные предприниматели) не всегда справлялся даже со стандартным кадровым учётом. А про воинский и вовсе старались забывать: проще было заплатить до 3 тыс. рублей, если нарушения будут выявлены.
Новое законодательство ужесточило не только суммы штрафов. Ранее вся ответственность возлагалась на должностное лицо. Как правило, это руководитель компании или, если издан приказ по предприятию, им может быть и рядовой сотрудник, например специалист отдела кадров или бухгалтер. Теперь же установлена двойная ответственность: платить штраф с 1 октября будут и сами юрлица, а также индивидуальные предприниматели. Для большинства из них суммы 500 тыс. рублей могут оказаться неподъёмными.
Прежде всего с 1 октября вводится новый штраф за неисполнение работодателем обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки сотрудника, который подлежит призыву по мобилизации. Увеличены штрафы за отказ в содействии оповещения сотрудника о вызове в военкомат по повестке. Кроме того, компании будет назначен штраф в случае, если она не предоставила списки, необходимые для первоначальной постановки на воинский учёт, или нарушила сроки предоставления. А также придётся нести ответственность за несообщение в военкомат о приёме или увольнении военнообязанного в течение 5 суток.

Придётся потратиться

Большинство представителей малого бизнеса пока находятся в стадии "изучения вопроса", не понимая, как новый механизм будет работать. Станут ли, например, военные комиссариаты организовывать выездные проверки, или привлечение к ответственности будет происходить как–то иначе.
Однако уже сейчас очевидно, что тем предпринимателям, которые никогда не взаимодействовали с военкоматами, предстоит в сжатые сроки налаживать новый для себя процесс. Им в спешном порядке придётся или наделять полномочиями уже действующих сотрудников, или нанимать отдельные штатные кадровые единицы. Либо переводить воинский учёт на аутсорсинг, подобно кадровому или бухгалтерскому учёту, клинингу и т. д. Во всех случаях это дополнительная финансовая нагрузка.
На рынке есть компании, предлагающие посреднические услуги по воинскому учёту. Тарифы на аутсорсинг кратно увеличиваются с ростом численности персонала и могут составлять от нескольких десятков до сотен тысяч рублей в месяц даже для небольшого штата (до 50 сотрудников). И это не считая дополнительных расходов на курьеров, командировки и т. д.
Наладить систему воинского учёта в организации одномоментно нельзя. Эксперты прогнозируют, что в первые месяцы обязательно будут выявлены нарушения, а соответствующие сотрудники показательно оштрафованы. Государство заинтересовано в том, чтобы простимулировать бизнес к выполнению требований законодательства, пускай и жёсткими мерами.
Однако есть риск, что подобные меры могут привести к массовому оттоку кадровиков из бизнеса — как раз по причине высоких штрафов.
Кроме того, у предприятий и организаций существенно возрастут затраты, в том числе из–за увеличения стоимости услуг по повышению квалификации специалистов, ответственных за ведение воинского учёта.
Впрочем, ряд собеседников "ДП" считают, что никаких особых компетенций для соответствия новым условиям не нужно: всё так же нужно регистрироваться в военкомате, собирать документы воинского учёта, заполнять карточки сотрудников–военнообязанных, уведомлять об изменениях.

Опасные работники

Ещё одна неявная сторона нововведений: малый бизнес может начать увольнять призывников и военнообязанных (см. комментарии к тексту). Данные лица станут неинтересными для работодателей из–за рисков ошибок в военном учёте и огромных штрафов.
Однако возможен вариант сотрудничества в формате самозанятых, например по договорам подряда, выполнения работ, услуг (но с учётом всех рисков.
Может начаться и возврат к практике неофициального трудоустройства: сотрудник формально увольняется и якобы становится "не виден" государству, начиная получать зарплату "в конверте".
Работа без оформления трудовых отношений практикуется давно, а в некоторых отраслях наблюдается и по сей день.
Однако не следует забывать, что в таком случае сотрудники не защищены от увольнения в произвольный момент, у них отсутствуют социальные гарантии, размер заработной платы не фиксирован. Работник не сможет получать льготные кредиты и налоговые вычеты.
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что по этим причинам неофициальное трудоустройство массовый характер не приобретёт. Скорее всего, организации просто перестанут принимать на работу людей без военного билета или с нарушением правил воинского учёта, поскольку штрафы обойдутся существенно дороже, чем прибыль, которую потенциально смогут принести неофициальные сотрудники. Более того, взаимодействие государственных служб — от ФНС до ЗАГСов — с коммерческими организациями не позволит полностью уйти в тень.
Малый и микробизнес с минимумом сотрудников обычно не вели воинский учёт — это была прерогатива тех организаций, в которых существует отдел кадров. Которого как такового в микро– и малом бизнесе нет. Часть базовых функций (приём, увольнение, трудовые книжки) брали и берут на себя бухгалтеры. Можно "повесить" учёт на отдел кадров, можно нанять нового сотрудника. Средняя зарплата такого специалиста в Петербурге — около 60 тыс. рублей. Если в абсолютных цифрах, то 90% экономических субъектов никогда не вели учёт. Если по охвату работников, то как раз оставшиеся 10% работодателей покрывали большую часть работников, и там воинский вёлся. Это заводы, крупные предприятия, образовательные учреждения, госорганизации. Тезис об уходе в "серые отношения" с сотрудниками спорный. Налоговая давно эффективно борется с зарплатами в конвертах, хотя полностью пока ещё не победила. Опять–таки в случае неоформления сотрудника рискуют все: и "спасённый" от воинского учёта работник, поскольку его могут "уволить" одним днём. И работодатель, который пошёл навстречу, так как сотрудник всегда может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой, что он не оформлен, а доказать факт трудоустройства может даже переписка в мессенджере. Отмечу, что с прошлого года наблюдается тенденция, что работодатели стали больше рассматривать соискателей предпенсионного возраста и женщин. И думаю, что она сохранится.
Анатолий Романов
главный бухгалтер сети офисов юридического и бухгалтерского обслуживания бизнеса — "Бизнес Диалог"
О последствиях говорить ещё рано. Как говорится, они появляются только лишь после того, как петух клюнет. Ясно, что новый закон вступает в действие с 1 октября 2023 года. Очевидно, что некоторые предприниматели пропустят нововведение мимо ушей. Другие узнают о нём только после этой даты. Тем, кто находится на переднем крае, придётся предпринять определённые действия, но они также будут внимательно следить за ситуацией и другими участниками рынка, рассчитывая на традиционное "а вдруг пронесёт". Однако, если в итоге не пронесёт, государство напомнит о штрафах, и тогда и начнётся перестройка. После этого бизнес начнёт искать лазейки, а затем государство будет их затыкать. И так по кругу. Это итерационный процесс. Я считаю, что частично малый бизнес, скорее всего, уйдёт в тень. В этом случае мы, аутсорсеры, тоже пострадаем, поскольку сократится число предоставляемых бухгалтерских и консультационных услуг, ведь мы работаем с клиентами только по законным схемам.
Сергей Кирилловский
cоучредитель ООО "Фабрика Бизнес–Аутсорсинга “Забудь Про…”"
Существует довольно значительное количество организаций, которые нарушают трудовое, налоговое законодательство, и в частности законодательство по воинскому учёту. Меры, принимаемые по увеличению штрафов, безусловно, выведут из серой зоны большинство. Соответственно, будет два варианта: наладить учёт по всем правилам или уйти с рынка. Налоговые проверки могут довольно легко установить, что сотрудник работает неофициально. Причём ответственность будут нести и работодатель, и сотрудник.
Александр Дмитриев
доктор экономических наук, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге
Пока неизвестно, насколько строго и повсеместно власти будут наказывать за несоблюдение поправок. Не исключены и показательные "публичные порки", целью которых будет привести в чувство остальных участников рынка. Я не вижу оснований, чтобы всерьёз возросла нагрузка на административное судебное делопроизводство. Исходя из разработанного механизма привлечения к ответственности не многие юристы увидят перспективы на отмену назначенных наказаний. Более того, когда речь заходит о мероприятиях по наполнению бюджета, шансы на положительное решение вопроса в суде крайне невелики.
Вера Спирина
сооснователь юридической компании "Профи–Лекс"