Свои в доску: переход на отечественные аналоги Trello рискует затянуться

Автор фото: vostock-photo.com

Иностранные сервисы управления проектами начали блокировать российские аккаунты. Бесплатных отечественных аналогов не так много, и не все они имеют нужный функционал.

С начала сентября аккаунты из России начала банить компания Atlassian — разработчик Jira и Trello, популярных сервисов для планирования и организации рабочих процессов. О блокировке компания объявила заранее, деактивировать аккаунты будут в течение 30 дней после уведомления пользователя. Столкнувшиеся с необходимостью импортозамещения российские компании поначалу не испытывали тревоги, ведь отечественный рынок предлагает довольно много аналогов. Но вскоре стали вскрываться нюансы. Многие предприятия, особенно небольшие, настолько привыкли пользоваться бесплатными версиями сервисов, что воспринимали это как должное. Но российские аналоги в подавляющем большинстве своём платные либо бесплатны для команд, в которых работают не более пяти человек. Кроме того, Jira и Trello на бесплатном уровне предлагают гораздо более широкий функционал, чем отечественные аналоги. Это характерный пример, хорошо иллюстрирующий разные принципы работы отечественного и зарубежного рынка IT–продуктов.

Без монетизации никуда

Сергей Чуканов, генеральный директор SimpleOne, замечает, что отчасти это связано с низкой конкуренцией. Создано и создаётся множество альтернативных решений, но они пока неизвестны рынку. Либо в связи с отставанием по функциональности, либо ввиду слабого маркетинга.
Многие эксперты отмечают, что создавать бесплатные российские продукты или сервисы с широким функционалом в пробной версии попросту нерентабельно. "Западные продукты развиваются изначально в модели рыночных инвестиций, когда через систему финансирования технологических стартапов они привлекают значительные суммы длинных и дешёвых денег. Российские разработчики в силу неразвитости финансовых рынков вынуждены создавать свои продукты чаще всего на собственные деньги, поэтому формирование выручки от сервиса — это критично для того, чтобы развивать и повышать качество продукта", — объясняет Елена Меньшенина, генеральный директор "Аплана Диджитал".
Андрей Галиуллин, руководитель управления информационных технологий СКБ "Контур", добавляет, что разработчикам нужна быстрая монетизация, а не работа на пользовательский трафик. Именно поэтому функционал бесплатных версий ограничен. Но в основном вопрос стоимости затрагивает интересы юридических лиц, а плата для физических лиц незначительна.
"Речь идёт о возврате инвестиций, если система была разработана на базе интегратора или какой-то крупной продуктовой компании. Возможно, что с учётом реалий рынка ценообразование будет как-то меняться. Понятно, что с точки зрения стоимости лицензий и сервисного обслуживания зарубежный и российский подход сильно отличаются. Здесь вопрос скорее в том, насколько могут быть сопоставимы российские и западные системы. Рынок меняется и трансформируется, и заказчикам необходимо к этому привыкнуть", — комментирует, в свою очередь, Василий Саутин, руководитель дирекции продаж IBS.

Не созрели

Большинство экспертов признают, что российских аналогов много, но не у всех из них есть такой же разнообразный функционал, как у сервисов, давно присутствующих на рынке.
"Уровень зрелости западных продуктов для управления проектами выше. Поэтому глобальные производители включают больше сервисов и функциональных модулей в бесплатные комплектации. Российские разработчики пока действуют на слабоконкурентном рынке, а сами решения развиваются относительно недавно. Прибавьте к этому необходимость выживать в условиях не самой стабильной экономики, и станет понятно, почему отечественные поставщики уделяют столько внимания монетизации", — объясняет Никита Егоров, руководитель департамента CRM, Navicon.
При этом он уверен, что постепенно, с развитием сервисов и запросов бизнес-заказчиков, всё больше базовых функций будет доступно пользователям бесплатно. В свою очередь, платные модули станут более продвинутыми.
"Вероятно, и российские разработчики лет через пять смогут предоставлять больше бесплатного функционала в рамках маркетинга и рекламы. Но сейчас конъюнктура рынка такова, что каждый трудочас разработчика очень дорог и ценен, поэтому его надо окупать", — солидарен Дмитрий Егоров, менеджер по развитию бизнеса (IT–решения) компании Konica Minolta Business Solutions Russia.

На новые рельсы

Стоит учитывать ещё и тот фактор, что у компаний есть психологический барьер, из-за которого им сложно переходить на отечественные аналоги.
"На рынке сейчас представлены продукты, как отечественные, так и на базе Open Source, которые позволяют решить производственные задачи. Например, это доски в Mattermost, это “Яндекс.Трекер”, Eva Team — замена Jira. Даже с учётом немного сузившегося выбора проблема не в отсутствии нужных продуктов, их качестве или наборе функциональностей, а в смене привычек пользователей", — замечает Андрей Галиуллин.
Василий Саутин подчёркивает, что рынок достаточно обширен, есть большое количество инструментов, которые могут в полном объёме заменить иностранные сервисы, но крупным компаниям перестраиваться на них сложно. "Наблюдается большое количество психологического скепсиса в связи с заменой Jira, так как у некоторых ещё теплится надежда, что система может вернуться на рынок", — поясняет он.
Сергей Кузнецов, директор московского представительства ITentika, отмечает, что где-то в российских аналогах может быть не схож интерфейс или не хватать каких-то функций. Но они хотя бы есть.
"Их, конечно, меньше, чем на мировой арене, но, как мне кажется, достаточно для того, чтобы их использовать. Сопротивление новым сервисам будет всегда, но у нас сейчас мало выбора", — говорит он.

Борьба за клиента

В скором времени на рынке стоит ожидать появления большего количества таких продуктов. Разработки систем, схожих с продуктами Atlassian, ведутся сейчас как минимум тремя крупными игроками. Плюс сервисы получили приток пользователей, что не может не сказаться на качестве и количестве доработок.
"Точно ведётся работа по созданию аналога Slack. Альтернатив Zoom много. Возможно, они не такие функциональные и простые, но их достаточно. Можно посмотреть на экосистему VK Workspace. Аналогов Figma и серьёзных альтернатив Photoshop я пока не видел, но, думаю, в каком-то приближении они появятся или придут с других рынков", — рассказывает Сергей Кузнецов.
Андрей Галиуллин говорит, что в этом сегменте рынка ожидается усиление конкуренции, поскольку в освободившиеся ниши выходят новые программные решения. В том числе те, что изначально создавались для внутренних нужд, локальных бизнес-процессов компаний. Рост предложения, в свою очередь, повлияет на цены. Можно ожидать, что они снизятся.
Дмитрий Егоров считает, что способствовать процессу появления новых продуктов будут импортозамещение, цифровая трансформация, доступность исходного кода на GitHub, GitLab и прочих Git–платформах.
"Да и популяризация профессии разработчика ПО в России занимает важное место. Не стоит ожидать, что появляющиеся продукты и сервисы сразу будут безукоризненны. Будут баги, недоработанный интерфейс, ожидание “заплаток” и новых релизов. Но это тоже неотъемлемая часть развития", — убеждён эксперт.
"Важный вопрос, когда заказчики начнут диктовать свои условия. Возможно, будет увеличено количество кастомизации систем, решения будут переписывать под запросы определённых отраслей. Уже сейчас на крупных IT–ресурсах можно найти большое количество карт по замене всех иностранных сервисов. Любая разработка занимает время. Важно понять, что именно разрабатывать и кто это будет разрабатывать", — комментирует, в свою очередь, Василий Саутин.
Однако Михаил Сергеев, ведущий инженер CorpSoft24, считает, что бесплатных аналогов можно точно не ждать. "Цены будут только расти. Но 300–400 рублей за сотрудника в месяц — это и так очень низкая цена, которую может себе позволить большинство компаний", — подчёркивает он.