Подготовка к зимнему сезону не спасёт Петербург от коммунальных аварий

Автор фото: Сергей Ермохин

Ничто не предвещает аномального коллапса системы ЖКХ в этом году, но и радикально снизить число нештатных ситуаций вряд ли получится без масштабной реконструкции систем по всему городу.

Несмотря на затянувшееся бабье лето, в течение месяца в Петербурге начнётся отопительный сезон. Городские коммунальщики ответственно готовятся к зиме, проводя необходимые мероприятия каждый год, но аварии и отключения подачи тепла в дома тем не менее также стабильно случаются от сезона к сезону.

Предъявите ваши документы

Паспорт готовности к отопительному сезону — основной документ, подтверждающий, что все системы в многоквартирном доме или на балансе ресурсоснабжающей организации (РСО) смогут исправно функционировать в течение зимы. МКД в соответствии с приказом Минэнерго РФ получают эти документы до 15 сентября, а теплосетевые и теплоснабжающие организации — не позднее 1 ноября.
Ещё 6 сентября текущего года глава жилищного комитета Олег Зотов отчитывался, что 99,87% из порядка 24 тыс. МКД Петербурга к началу месяца получили акты технической готовности к отопительному сезону. С этой задачей заранее не справились всего пара десятков домов, при этом, заверил Олег Зотов, к установленному законодательством сроку все здания города будут готовы к зиме.
На работы по подготовке жилищного фонда к холодам в 2023 году заложили рекордную сумму — 5,5 млрд рублей. Последние несколько лет эти расходы ежегодно увеличиваются примерно на 10%.
При этом такая теоретическая ситуация, когда из-за обнаружившейся в преддверии отопительного сезона критической неисправности внутренних систем дом полностью останется без отопления, практически исключена. Как правило, говорит гендиректор консалтинговой компании "Инноватика" Дмитрий Стригуненко, в таких случаях не справляющейся со своими обязанностями управляющей компании приходит на помощь районная администрация и городские аварийные службы.
"Так или иначе, критически неподготовленные дома в зиму не входят. Ни один ресурсник не возьмёт на себя подписание акта о готовности, если понимает, что на голову петербуржцу может политься кипяток", — объясняет аналитик.

Оделись потеплее

Ресурсники также один за одним отчитываются об отсутствии проблем. В ПАО "Россети Ленэнерго" заявляют, что ежегодно компания в рамках подготовки электросетевого комплекса организации к отопсезону выполняет необходимые ремонты и техобслуживание коммуникаций.
"Всего в 2023 году компания планирует потратить 4 млрд рублей на ремонт и техобслуживание объектов электросетевого хозяйства в Петербурге и Ленобласти", — сообщают в пресс-службе "Ленэнерго", добавляя, что ремонтная программа просчитывается заранее сразу на весь год.
В крупнейшей генерирующей организации Северо-Запада — ПАО "ТГК–1" — также рапортуют о готовности к холодам. "Все девять теплоэлектроцентралей компании в Петербурге готовы к переходу на зимний режим работы", — заявляют в ТГК–1. В 2023 году были проведены капитальные работы оборудования на Первомайской и Правобережной ТЭЦ, а также отремонтированы котлоагрегаты на Василеостровской и Автовской ТЭЦ.
В АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" рассказали "ДП", что по итогам проведённых гидравлических испытаний в рамках подготовки к предстоящему отопительному периоду было выявлено на 9% больше скрытых повреждений инфраструктуры, чем в прошлом межсезонном отрезке.
При этом, заверяют в организации, в ходе мероприятий применяются современные методы выявления дефектов: внутритрубная диагностика и съёмка с дронов. Также поверхности трубопроводов дополнительно защищают с помощью нанесения специального цементно-песчаного покрытия. "Это позволяет заделывать сквозные отверстия диаметром до 10 мм без замены дефектных участков — таким образом ресурс жизнестойкости более 2700 м трубопроводов продлевается на срок не менее 10 лет", — заявляют специалисты "Теплосети СПб".
Общая готовность городского ГУП "ТЭК СПб" к отопительному сезону составляет 100%, сообщили "ДП" в компании. С зимним периодом "ТЭК СПб" будет справляться в том числе с помощью 258 котельных, 231 центрального теплового пункта и 4790,6 км тепловых сетей.
"Наращивая объёмы реконструкции и диагностики тепловых сетей, предприятие стремится к снижению количества технологических нарушений. Как результат — показатель удельной повреждаемости сократился с 0,81 дефекта на километр по итогам 2018 года до 0,67 дефекта на километр по итогам 2022 года",— рассказывают в компании.
Городские дома к зиме готовит и Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Санкт-Петербурга. В этой части у него две главные задачи: подготовка систем отопления и ремонт кровель.
"К 1 сентября в рамках обновления систем теплоснабжения на всех адресах, находящихся в работе, обеспечена возможность циркуляции тепла. Всего таких объектов в этом году — 251",— отчитываются в фонде.
Также масштабируются работы по ремонту крыш — все их обещают завершить до холодов, дабы не оставлять открытыми кровли на зиму. Всего по плану 2023 года выполняется капремонт на 364 крышах. Для сравнения: в прошлом году в работе было всего 248 объектов. На 222 домах работы по кровлям полностью завершены, еще 123 крыши находятся в высокой степени готовности, выполнено покрытие, ведутся внутренние работы, сообщают в ФКР.

Количество влияет на качество

Тем не менее ни одна зима в Петербурге, как и в большинстве населённых пунктов России, не обходится без аварий на объектах отопительной инфраструктуры, несмотря на то что каждый год город отчитывается о 100%-ной подготовленности к холодным месяцам. Как поясняет председатель СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Евгений Пургин, подготовка — это комплекс мероприятий, похожих по смыслу на технический осмотр автомобиля. Раз в 10–15 тыс. км пробега необходимо проводить эту процедуру — часть деталей и расходников меняется, но ключевые системы обновляются только при необходимости, когда они полностью изнашиваются.
"При этом вам никто не гарантирует безопасность на дороге — аварии всё равно происходят, колёса иногда отваливаются. Поэтому подготовка к зиме и аварийность на теплотрассах связаны довольно мало, корреляция между ними небольшая", — разъясняет эксперт.
В рамках предварительных мероприятий, проводимых на коммунальной инфраструктуре в межсезонье, выявляемые проблемные участки обычно приводятся в порядок, подтверждает Дмитрий Стригуненко. "Но общая изношенность сетей в Петербурге высока, и эта ситуация сохраняется, переломить её очень тяжело по причине большого объёма коммуникаций. Естественно, в течение отопительного периода те элементы системы, которые не подвергались полной замене, могут выходить из строя", — говорит специалист.
Действительно, проблема ветхости тепловых коммуникаций в Петербурге стоит остро. Особенно в зоне ответственности "Теплосети СПб" — около половины инфраструктуры компании по протяжённости уже исчерпала свой нормативный срок эксплуатации, но даже в ближайшие годы, согласно расчётам, приведённым в городской схеме теплоснабжения, эта ситуация не исправится. Лучше в этом плане дела обстоят у городского ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга", но и у него есть проблемные зоны, например в Колпинском и Пушкинском районах.
Число аварий на трассах в основном упирается в возможности финансирования мероприятий по замене и ремонту труб их собственников, говорит Евгений Пургин. "Есть прямая зависимость между количеством аварий и процентом износа. Если мы видим, что растёт аварийность, значит можно сказать, что процент износа очень высокий. Или если мы видим по отчётам владельца сетей, что из года в год процент износа растёт, значит и доля инцидентов будет увеличиваться", — резюмирует эксперт.