Держись, шофёр: ниша авто экономкласса в России почти полностью обнулилась

Приход китайских автобрендов вместо ушедших марок из теперь недружественных государств помог избежать крайнего дефицита машин в стране, но структура рынка остаётся деформированной и пока неясно, как её восстановить.

Сегодня потребителю фактически не из чего выбрать автомобиль экономкласса — эта ниша полностью обнулилась, рассказал директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков в ходе круглого стола, посвящённого точкам роста авторынка России, организованного "Деловым Петербургом".
"В России исторически был сформирован сегмент небольших седанов и хетчбэков стоимостью порядка 1 млн рублей, который наполняли петербургские Kia Rio и Hyundai Solaris, калужские Volkswagen Polo и Skoda Rapid, в Москве производились Renault Duster, Logan и так далее. Этот сегмент занимал 30–35% рынка, и его не стало как класса", — поясняет Сергей Целиков.
В итоге сегодня примерно за 1–1,3 млн рублей россиянину предоставлен выбор из трёх моделей АвтоВАЗа — "Нивы", "Весты" и "Гранты". Следующая же планка — сразу 2 млн рублей, до этой суммы, говорит эксперт, новых автомобилей на рынке не найти.
Технически всё ещё можно обнаружить у дилеров за 2 млн рублей те же Solaris или Rio, но уже ввезённые по параллельному импорту. Однако логистические издержки, перекладываемые в конечную цену авто, переводят их из доступного конкурента продукции отечественных производителей в более высокую категорию.
За прошлый год Kia Rio подорожал почти в 1,5 раза, согласно подсчётам Autonews. В 2021 году седан предлагался по цене от 957 тыс. рублей, к концу 2022–го оставшиеся на складах машины продавались уже чуть менее чем за 1,5 млн. А ввезённые по параллельному импорту в 2023 году новые авто этой модели из Казахстана вовсе стартуют от 2,3 млн рублей. Аналогичная ситуация и с другими привычными лидерами рынка.
Сложилась ситуация, когда Россия лишилась ключевого и самого востребованного автомобильного сегмента, условно "нижнесреднего класса", подтверждает в беседе с "ДП" вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
При этом, например, автомобили, предлагаемые китайским брендом Kaiyi, которые позиционируются для использования в такси, высвободившуюся нишу заместить не могут, так как недоступны по деньгам, замечает эксперт. Российский автопром здесь также бессилен.
"“Лада Веста” для этого сегмента тоже не подходит, потому что она, безусловно, ниже классом. Она уступает по характеристикам всем моделям типа Polo, Solaris, Rapid, не может предложить сколько–нибудь мощные двигатели и при этом относительно качественные, а также необходимую в этом сегменте автоматическую коробку передач", — считает Антон Шапарин.

Сменился фокус

С другой стороны, рассказывает один из участников рынка, сегодня автомобили покупают как раз в ценовом диапазоне от 1,5 млн до 3 млн рублей, в котором представлены различные производители, в основном, конечно, китайские. "Плюс в этой “вилке” присутствуют европейские автомобили с небольшим пробегом, которые сегодня в дефиците", — добавляет собеседник "ДП".
Выбор в данном стоимостном диапазоне сегодня действительно довольно широкий, подтверждает автоэксперт Денис Гаврилов. "В нём представлены бестселлеры от всех ведущих брендов из Китая (Haval, Geely, Chery), в этот ценовой сегмент заходят и новички российского автомобильного рынка (Omoda, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta), а также уже давно присутствующие на автомобильном рынке бренды, не являющиеся пока лидерами (FAW, JAC, Changan). К тому же по цене до 3 млн можно даже приобрести машины тех брендов, которые официально приостановили поставки в Россию", — говорит он, добавляя, что из–за проблем в логистике некоторые машины вполне реально ждать по несколько недель.
"В сегменте от 1,5 млн до 3 млн представлены не только новые машины, но и автомобили с пробегом, — отмечает Александр Шапринский, директор по развитию сети дилерских центров “Прагматика”. — Год и пробег могут быть разными. Автомобилей до 5 лет с пробегом до 150 тыс. км становится всё меньше — рынок сужается. Цены на данные машины в дальнейшем будут зависеть от доступности автомобилей китайских брендов: если их будет достаточно, то стоимость на автомобили с пробегом останется близкой к нынешней".

Восток сам по себе

В то же время сдерживание цен отечественным производителем позволяет оставаться "Ладе" популярной как у частных покупателей, так и у корпоративных. Как отмечает региональный директор подразделения Санкт–Петербург–3 компании "Газпромбанк Автолизинг" Денис Кассич, незначительное повышение рекомендованной розничной цены на Lada Granta в первом полугодии этого года не сказалось на спросе. Более того, в августе бизнес стал обращать больше внимания на "Ладу", так как другие модели выросли в цене значительнее.
"Удорожание в пределах 100 тыс. рублей не влияет на спрос при условии, если модель пользовалась популярностью до удорожания, — отмечает Денис Кассич.
Говоря о перспективах развития автомобильного рынка до конца года, эксперт подчёркивает, что доля новинок, представленных в первом полугодии, будет сокращаться за счёт появления новых марок и моделей. При этом такие бестселлеры, как Lada Granta или Haval Jolion, так или иначе будут сохранять свои позиции за счёт удерживания стоимости и популярности марок", — говорит Денис Кассич. Росту продаж автомобилей российских марок также будут способствовать меры господдержки.
Из наблюдений аналитиков "Газпромбанк Автолизинг" о корреляции цен и спроса можно сделать вывод о том, что конкуренция между китайскими брендами на российском рынке сейчас большая. Как только на какую–то новинку ощутимо повышается цена, спрос на неё сразу проседает, что логично — продукции из КНР на рынке сейчас достаточно.
При этом, как подтверждает Денис Кассич, популярные китайские модели и "Лады" находятся в разных ценовых сегментах. "И, наверное, один из основных козырей наших производителей именно в том, что они стараются удерживать цены на автомобили", — говорит эксперт.

Решение запаздывает

По словам генерального директора ООО "Лада Санкт–Петербург" Ивана Миронова, сегодняшний ряд АвтоВАЗа действительно фактически не конкурирует с китайскими брендами — машины находятся в разных модельных нишах и ценовых сегментах.
АвтоВАЗ между тем не замыкается в своём традиционном модельном ряду и собирается запускать новые разработки в производство. Недавно созданная площадка "Лада Санкт–Петербург" (бывшее "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус") уже налаживает производство кроссовера Lada X–Cross 5.
Фактически новое авто представляет собой "обрусевший" китайский FAW Bestune T77. Впервые отечественный вариант машины АвтоВАЗ показал на апрельской конференции в Сочи для дилеров. На представленном на ней образце не все логотипы Bestune успели заменить на значки Lada.
"Lada X–Cross 5 — это совместный проект с восточным партнёром. На данный момент на петербургских мощностях не планируется производить традиционные автомобили линейки “Лада”, они останутся на площадках в Тольятти и Ижевске. А в Санкт–Петербурге будет выпускаться новый продукт", — рассказывает Иван Миронов.
Положение автомобиля в ценовом спектре пока обсуждается, уточняет он. "Наши маркетологи изучают рынок. Пока не наступил старт продаж, но, я полагаю, это будет в пределах 3 млн рублей", — высказывается Иван Миронов.
Таким образом, российский производитель всё–таки попытается потеснить китайских партнёров (правда, продукцией, разработанной этими же партнёрами), но самому пострадавшему от санкций сегменту будет нелегко.

Непростой выбор

В ближайшее время сложившееся положение, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, вряд ли поменяется, так как возникший вакуум заполнить неоткуда. Российский рынок отрезан от международных поставок своими техническими требованиями, утилизационным сбором и пошлинами.
И бюджетных китайских автомобилей в России ждать, скорее всего, бессмысленно, так как для производителей из КНР выгоднее продавать кроссоверы и иметь высокую маржу, чем насыщать нижний сегмент.
По мнению Антона Шапарина, выходом из ситуации могло бы стать открытие страны для всех желающих производителей, чтобы в Россию стали массово поступать индийские и турецкие авто, способные составить конкуренцию китайским. Но это порождает уже другой риск — выживет ли отечественный производитель в таких условиях?
"АвтоВАЗ уже и так много лет находится на аппарате искусственного жизнеобеспечения. В 1990–е годы и начале 2000–х это осуществлялось со стороны бюджета, потом его посадили на французские и японские бюджеты Renault и Nissan. Сейчас компания снова вернулась на баланс российских налогоплательщиков", — заключает эксперт.

А что потом?

В конце концов мы видим, что с точки зрения экстренного насыщения рынка пересборка китайских кроссоверов под местными марками оказалась эффективной. Но, кажется, эта мера себя уже исчерпала. Сегодня встаёт очевидная и конкретная задача создать недорогой отечественный автомобиль (и разработанный, и собранный внутри страны из локальных комплектующих) под конкретных потребителей.
Видимо, от того, как разрешится этот вопрос, будет зависеть, сможет ли российский автопром стать конкурентоспособным и выжить в условиях хоть и фрагментированного, но рынка или же постепенно фактически превратится в несколько подразделений китайских концернов.
В связи с отсутствием централизованных поставок новых автомобилей европейских и американских брендов в России увеличился спрос на авто с пробегом. В среднем их продажи приблизительно в 8 раз превышают объём продаж новых авто, а дефицит ликвидных автомобилей в хорошем состоянии (от 1 до 4 лет использования) становится всё более очевидным. Ожидать снижения цен на автомобили с пробегом в ближайшее время не стоит. Кроме того, на фоне введения утилизационного сбора и валютных колебаний их стоимость будет расти. Утилизационный сбор окажет прямое влияние на спрос и предложение на машины с пробегом только тогда, когда новые авто, купленные после введения утильсбора, будут вновь перепродаваться. На данный момент сохраняется устойчивый спрос на автомобили с минимальным пробегом и в хорошей комплектации. Он будет сохраняться и дальше, вне зависимости от сегмента. В наличии у ГК "АВТОДОМ" и ГК "АвтоСпецЦентр" этих автомобилей достаточно, они поступают по программе trade–in при покупке клиентами новых китайских автомобилей. В целом сейчас количество объявлений и сделок находится на высоком уровне. Уровень спроса на автомобили с пробегом в июле был приблизительно на 10% больше, чем в июне. В августе также сохранялся устойчивый спрос.
Владимир Желобов
директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр"
На выбор лизингополучателей сейчас значительно влияет вопрос доступности запчастей и стоимости обслуживания, это видно по структуре спроса. Более половины новых легковых автомобилей, которые сейчас приобретаются, китайского производства. И если мы говорим о гарантийном покрытии, доступности запчастей, то на текущий момент выбор остаётся только между отечественными и китайскими брендами. До конца года на авторынок окажут наиболее существенное влияние четыре фактора: изменение ключевой ставки Центробанка России, повышение утилизационного сбора на автотранспорт и спецтехнику, выход на рынок большого числа китайских новинок и дофинансирование госпрограммы льготного лизинга в объёме 7,8 млрд рублей.
Сергей Шелкопляс
региональный директор подразделения Санкт–Петербург–2 компании "Газпромбанк Автолизинг"