Свои, российские: куда ведут отечественные железные дороги

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Какие перспективы у железнодорожной отрасли, возможно ли в ней полное импортозамещение и что отличает современный подвижной состав — "Деловой Петербург" попытался найти ответы на эти вопросы на Международном железнодорожном салоне "PRO//Движение.Экспо", который впервые прошёл в городе на Неве.

Постоянная экспозиция Музея железных дорог России на время проведения салона пополнилась новыми моделями локомотивов, электропоездов и даже вагонами метро.
Большой интерес у собравшихся вызвала демонстрация ретропоездов. Один за другим с разных путей отправлялись паровозы Л, получившие в народе название "Лебедянка" (в честь создателя Льва Лебедянского), грузовой ЛВ, знаменитый пассажирский П-36, или "Победа", грузовой электровоз Н8 (позже ВЛ8).
Участники салона узнали, что именно "Лебедянка" и "Победа" сегодня успешно используются бизнесом для развития внутреннего туризма. Маршрут одного пролегает по красивейшим местам Карелии к Горному парку Рускеала, на втором же можно под Новый год отправиться к Деду Морозу.
Всё действо сопровождалось паровозными гудками и музыкой, которая долетала со стороны соседних экспозиций, где, к слову, был представлен железнодорожный транспорт настоящего или, скорее, ближайшего будущего. Например, прошла торжественная презентация электропоезда ЭП2ДМ и поезда метро "Балтиец". Последний создавался в соответствии с техническим заданием метрополитена Санкт-Петербурга специалистами компании "ТМХ Инжиниринг".
Оценивая значение данной разработки для российского рынка, генеральный директор АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) Кирилл Липа отметил, что один из первых санкционных пакетов, введённых в отношении России в 2022 году недружественными странами, затрагивал как раз метростроение. Однако компании удалось реализовать начатое и ввести в эксплуатацию поезд, где доля материалов, узлов и деталей отечественного происхождения достигает 90%.
Также разработан и построен в России электропоезд "Иволга 4.0", созданный совместно с правительством Москвы и выпускаемый на Тверском вагоностроительном заводе (входит в ТМХ). В 2022 году холдинг провёл масштабную работу по импортозамещению всех ключевых узлов электропоезда. В результате 97% его комплектующих сегодня производятся отечественными предприятиями, расположенными в разных регионах нашей страны: в Москве, Петербурге, Твери, Чебоксарах и других городах. Так, российские компании освоили производство тяговых электродвигателей поезда, в Москве наладили выпуск сцепок и крэш-буферов, а в Первомайске Нижегородской области и Пензе — тормозной системы.
Всего этого, по словам Кирилла Липы, не было бы, если бы не наработанная десятилетиями инженерная база, её интеллектуальный ресурс, а также плодотворное сотрудничество с государством и "Российскими железными дорогами".
Заместитель генерального директора компании "ТМХ Пассажирский транспорт" Валерия Шарафутдинова
Автор: Валентин Беликов
Официальную презентацию "Иволги 4.0" провела заместитель генерального директора компании "ТМХ Пассажирский транспорт" Валерия Шарафутдинова. "Главная отличительная черта четвёртого поколения поезда, — рассказала она, — три двери в вагоне, что способствует быстрому пассажирообмену на загруженных маршрутах. Благодаря этому жители мегаполиса тратят меньше времени на дорогу, зато могут использовать его на себя и свою семью. Не менее важно, что мы тестировали и согласовывали с пассажирами столицы все технические решения внутри салона: расположение кресел, поручней, USB-розеток, мониторов, информационных систем".
Поезда "Иволга" предыдущих модификаций уже курсируют на Московских центральных диаметрах (МЦД). Диаметры качественно изменили роль железных дорог внутри города. Теперь электропоезда не просто идут от вокзалов в пригород, а проходят через весь город. При этом пересадки с них на метро и МЦК — бесплатные. Конечно, и ходить поезда должны часто и с тактовым расписанием. Идея запуска "наземного метро" как раз отвечает главной задаче — уменьшить в крупных городах поток машин, одновременно предоставив горожанам возможность быстро добираться в любую точку, не задумываясь о расписании, как в случае с классическими электричками.
Пока шли презентации, в павильонах кипела работа: в рамках сессий обсуждались вопросы обучения кадров, импортозамещения, беспилотных технологий, а также внедрения отечественных программных ERP-платформ в уже действующие сейчас системы. Всего участие в онлайн- и офлайн-мероприятиях приняли более 100 российских и зарубежных специалистов. Кроме того, на выставочных стендах можно было познакомиться с механизмами для обеспечения безопасности движения поездов, сложным оборудованием для подвижного состава, сравнить элементы интерьера, пообщаться с искусственным интеллектом и даже при помощи VR-очков попробовать себя в качестве машиниста.
Но главное, на полях салона было заключено немало соглашений о сотрудничестве, которые, безусловно, будут играть важную роль в развитии железнодорожной отрасли России в целом, а также Петербурга и Ленинградской области в частности.