Какие перспективы у железнодорожной отрасли, возможно ли в ней полное импортозамещение и что отличает современный подвижной состав — "Деловой Петербург" попытался найти ответы на эти вопросы на Международном железнодорожном салоне "PRO//Движение.Экспо", который впервые прошёл в городе на Неве.
Постоянная экспозиция Музея железных дорог России на время проведения салона пополнилась новыми моделями локомотивов, электропоездов и даже вагонами метро.
Большой интерес у собравшихся вызвала демонстрация ретропоездов. Один за другим с разных путей отправлялись паровозы Л, получившие в народе название "Лебедянка" (в честь создателя Льва Лебедянского), грузовой ЛВ, знаменитый пассажирский П-36, или "Победа", грузовой электровоз Н8 (позже ВЛ8).
Участники салона узнали, что именно "Лебедянка" и "Победа" сегодня успешно используются бизнесом для развития внутреннего туризма. Маршрут одного пролегает по красивейшим местам Карелии к Горному парку Рускеала, на втором же можно под Новый год отправиться к Деду Морозу.
Всё действо сопровождалось паровозными гудками и музыкой, которая долетала со стороны соседних экспозиций, где, к слову, был представлен железнодорожный транспорт настоящего или, скорее, ближайшего будущего. Например, прошла торжественная презентация электропоезда ЭП2ДМ и поезда метро "Балтиец". Последний создавался в соответствии с техническим заданием метрополитена Санкт-Петербурга специалистами компании "ТМХ Инжиниринг".
Оценивая значение данной разработки для российского рынка, генеральный директор АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) Кирилл Липа отметил, что один из первых санкционных пакетов, введённых в отношении России в 2022 году недружественными странами, затрагивал как раз метростроение. Однако компании удалось реализовать начатое и ввести в эксплуатацию поезд, где доля материалов, узлов и деталей отечественного происхождения достигает 90%.
Также разработан и построен в России электропоезд "Иволга 4.0", созданный совместно с правительством Москвы и выпускаемый на Тверском вагоностроительном заводе (входит в ТМХ). В 2022 году холдинг провёл масштабную работу по импортозамещению всех ключевых узлов электропоезда. В результате 97% его комплектующих сегодня производятся отечественными предприятиями, расположенными в разных регионах нашей страны: в Москве, Петербурге, Твери, Чебоксарах и других городах. Так, российские компании освоили производство тяговых электродвигателей поезда, в Москве наладили выпуск сцепок и крэш-буферов, а в Первомайске Нижегородской области и Пензе — тормозной системы.
Всего этого, по словам Кирилла Липы, не было бы, если бы не наработанная десятилетиями инженерная база, её интеллектуальный ресурс, а также плодотворное сотрудничество с государством и "Российскими железными дорогами".
Заместитель генерального директора компании "ТМХ Пассажирский транспорт" Валерия Шарафутдинова
Официальную презентацию "Иволги 4.0" провела заместитель генерального директора компании "ТМХ Пассажирский транспорт" Валерия Шарафутдинова. "Главная отличительная черта четвёртого поколения поезда, — рассказала она, — три двери в вагоне, что способствует быстрому пассажирообмену на загруженных маршрутах. Благодаря этому жители мегаполиса тратят меньше времени на дорогу, зато могут использовать его на себя и свою семью. Не менее важно, что мы тестировали и согласовывали с пассажирами столицы все технические решения внутри салона: расположение кресел, поручней, USB-розеток, мониторов, информационных систем".
На фото: Иволга 4.0
Поезда "Иволга" предыдущих модификаций уже курсируют на Московских центральных диаметрах (МЦД). Диаметры качественно изменили роль железных дорог внутри города. Теперь электропоезда не просто идут от вокзалов в пригород, а проходят через весь город. При этом пересадки с них на метро и МЦК — бесплатные. Конечно, и ходить поезда должны часто и с тактовым расписанием. Идея запуска "наземного метро" как раз отвечает главной задаче — уменьшить в крупных городах поток машин, одновременно предоставив горожанам возможность быстро добираться в любую точку, не задумываясь о расписании, как в случае с классическими электричками.
Пока шли презентации, в павильонах кипела работа: в рамках сессий обсуждались вопросы обучения кадров, импортозамещения, беспилотных технологий, а также внедрения отечественных программных ERP-платформ в уже действующие сейчас системы. Всего участие в онлайн- и офлайн-мероприятиях приняли более 100 российских и зарубежных специалистов. Кроме того, на выставочных стендах можно было познакомиться с механизмами для обеспечения безопасности движения поездов, сложным оборудованием для подвижного состава, сравнить элементы интерьера, пообщаться с искусственным интеллектом и даже при помощи VR-очков попробовать себя в качестве машиниста.
Но главное, на полях салона было заключено немало соглашений о сотрудничестве, которые, безусловно, будут играть важную роль в развитии железнодорожной отрасли России в целом, а также Петербурга и Ленинградской области в частности.