Смольный собирается тратить больше денег на социалку и меньше на транспорт

Смольный намерен изменить распределение средств по некоторым городским госпрограммам. На образование собираются выделять больше денег, чем в этом году, а на транспорт, благоустройство и поддержку бизнеса — меньше.

Источник "ДП" в Законодательном собрании Санкт–Петербурга предоставил редакции документ, в котором указаны все потребности главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на 2023 год и будущий 2024–й, с плановым периодом 2025–2026 годов. На стартовавших 25 августа нулевых чтениях бюджета расходная часть рассматривается в формате исполнения 18 госпрограмм. Несколько целевых статей бюджета заслуживают отдельного внимания, так как в них ярче всего видны приоритеты Смольного.

Учат в школе

Самой дорогостоящей государственной программой Петербурга является "Развитие образования". Расходы на неё в течение ближайших 3 лет будут повышаться. Если в нынешнем году на программу заложено 207,3 млрд рублей, то в 2024–м это 209,6 млрд, в 2025–м — 218 млрд, а в 2026–м — 228,4 млрд. То есть в программу ежегодно планируется вливать дополнительные 10 млрд рублей. В следующем году на развитие образования, согласно предварительным оценкам комитета финансов, уйдёт 18,3% от всех городских расходов. Дополнительно к этой сумме добавляются еще не учтённые потребности ГРБС — 42 млрд рублей.
Как отметила у себя в telegram–канале председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского парламента Ирина Иванова: "Эффективность реализации этой программы могут оценить, пожалуй, все горожане с детьми по одному параметру — доступности детских садов и школ. По словам главы комитета Наталии Путиловской, за минувшие 4 года в городе ввели в эксплуатацию 164 детских сада на 21 тыс. мест. До конца года список пополнят ещё 36 садиков на 6 тыс. воспитанников, пять из них уже работают. В следующем году темп ещё увеличится — к вводу запланировано 41 ДОУ на 8400 мест".
Расходы госпрограммы увеличиваются также по большинству внутренних статей. Например, на финансирование дошкольного образования выделено 72,8 млрд рублей в 2023 году, далее — 77,3 млрд в 2024–м, 81,7 млрд в 2025–м и 85,7 млрд рублей в 2026 году. На развитие общего образования в 2023 году потратят 91,5 млрд рублей, в 2024–м — 93,9 млрд, в 2025–м — 99 млрд, а в 2026–м —103 млрд рублей.

Забуксовали на дороге

Государственная программа "Развитие транспортной системы" на ближайшие 3 года подешевеет, несмотря на то что ГРБС требуют на текущие расходы в 2024 году ещё минимум 43 млрд. Так, в 2023 году на эти цели закладывалось 185,6 млрд рублей. В 2024 году реализация программы получит на 10 млрд меньше, то есть 175,5 млрд рублей, в 2025 году — 171,5 млрд, а в 2026–м — 174 млрд рублей. Это не вполне стыкуется с политикой Смольного и разговорами о необходимости улучшения транспортной ситуации в городе.
При этом развитие транспортной системы в прогнозируемой структуре расходов бюджета на 2024 год занимает второе место (15,3%). Самые крупные траты по подпрограммам полагаются СПб ГУП "Пассажиравтотранс" — в 2024 году субсидия на осуществление регулярных перевозок составит 12,9 млрд рублей, в 2025 и в 2026 годах — 13,4 и 14 млрд рублей соответственно. В 2023 году на эти цели выделили 12,9 млрд. ГУП "Горэлектротранс" в рамках такой же субсидии получит в 2024 году 17,7 млрд рублей, а в 2025–2026 годах — 18,4 и 19,1 млрд рублей соответственно. В 2023 году предприятию положена субсидия 17,4 млрд рублей. Деньги тратятся на удержание тарифов и закупку нового транспорта.
Источник "ДП" в дорожной отрасли рассказал, что из–за урезания финансирования предприятия вынуждены сокращать сотрудников, так как в городе падают объёмы дорожного строительства. Более того, по мнению специалиста, в случае кризисных ситуаций расходы на строительство и содержание дорог урезаются в первую очередь, вопреки речам о необходимости создания комфортной среды. Также в отрасли говорят о более резком снижении финансирования. Не на 10 млрд на ближайшие 3 года, а на 10–20%. То есть по факту дорожники готовятся к финансированию на уровне 167–148 млрд рублей.
Генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов согласен с мнением, что дорожная отрасль в случае кризисных ситуаций урезается чаще прочих. "Сейчас на большинстве совещаний и конференций видны два тренда: повышение производительности труда и кадры, то есть образование. Если абстрагироваться от всех проблем — это важные вещи. Но если вернуться к тому, что происходит, — эти два тренда отодвигаются в сторону лет на пять", — уверяет эксперт.
По его мнению, будущие кадры ориентируются на те отрасли, где стабильное и высокое финансирование, большие зарплаты и постоянные высокие объёмы производства. Сейчас же некоторые компании дорожной сферы, напротив, вынуждены сокращать сотрудников. С производительностью труда, по мнению Юрия Агафонова, также будут проблемы. Поскольку в строительной и дорожной отраслях всё завязано на смете, которая зависит от финансирования, некоторые проекты просчитываются на годы вперёд.

Скверов хватит

Программа "Благоустройство и охрана окружающей среды" в ближайшие 3 года также сокращается. Если в этом году расходы целевой статьи потребовали 22,9 млрд рублей, то к 2026 году они уменьшаются вдвое — до 11 млрд рублей. В 2024 году на программу планируют выделить 14,1 млрд, а в 2025 году — 15,4 млрд рублей.
Более чем в 2 раза снижаются расходы на приобретение природоохранной техники, на четверть падают расходы на реализацию мероприятий по снижению экологических рисков, включая обеспечение радиационной безопасности. Расходы на переустройство и восстановление объектов зелёных насаждений на городских территориях общего пользования на будущую трёхлетку вообще не предусмотрены, хотя в 2023 году город планирует потратить на эти цели 346 млн рублей.
Дополнительно город решил сэкономить на обращении с отходами производства и потребления, а также на санитарной очистке. Если в 2023 году на это выделялось 415 млн рублей, то в 2024–м уже в 4 раза меньше — 116 млн. В 2025 и 2026 годах — 121 и 126 млн рублей соответственно. В частности, город заканчивает рекультивацию полигона ТБО в Новосёлках, на который в этом году было выделено 276,8 млн рублей.

Деньгами не поможешь

На госпрограмму "Развитие предпринимательства в Санкт–Петербурге" в этом году заложено 4,6 млрд рублей. В 2024–м — уже 2,4 млрд, в плановых годах затраты составят 1,85 и 1,8 млрд рублей. Вдвое падают субсидии Центра развития и поддержки предпринимательства на выполнение госзадания, а субсидии на иные цели центру в ближайшие 3 года выделяться не будут. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с ранее предоставленными микрозаймами, сокращаются с 1,9 млрд рублей до 618 млн в 2024 году и 81 млн в 2025 году. Далее они не предусмотрены.
Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев полагает, что помощь государства субъектам малого и среднего предпринимательства, независимо от количества вливаемых денег, в глобальном смысле не даёт реальных показателей. Так, по мнению эксперта, доля малого предпринимательства в экономике остаётся на уровне 15%. Доля малого и среднего предпринимательства составляет около 20% в ВВП страны с 1995 года. При этом суммы вливались разные, за счёт региональных мер поддержки и национальных программ. Также некоторые сферы сейчас становятся неактуальными, поскольку вектор государства сменился с проблем пандемии на новые экономические вызовы.
В рамках нулевых чтений бюджета проходит ряд заседаний, где депутаты, городские комитеты и представители городской администрации обсуждают дополнительные потребности ГРБС по госпрограммам и решают, кому, сколько и откуда дать допфинансирование. Нулевые чтения будут идти по 6 сентября. После всех доработок проект бюджета рассмотрят на заседании правительства Петербурга 3 октября. А 6 октября его планируют внести на рассмотрение в городской парламент.
Так что представленные выше предложения не окончательные.
Бюджет — это самый главный документ, по которому город движется, развивается. Именно по бюджету понятно, какие у города планы и перспективы развития. Потому что совершенно очевидно, что статьи расходов, куда отпускается большая сумма, являются приоритетными. А те, где расходы меньше или они уменьшаются от года к году, не имеют для города в данный момент приоритетного значения. Поэтому мы видим, какие отрасли будут развиваться, а какие развития не получат. Также бюджет важно смотреть в динамике. Нужно учитывать, что было несколько лет назад и будет на годы вперёд, так как это наглядно показывает изменения государственной позиции. Поскольку чисто годовой срез особой роли не сыграет. Также нужно указать, что сейчас могут пойти разговоры, что якобы приоритетные направления не финансируют. Здесь смотря чью точку зрения разделять. То, что для одних кажется приоритетным, актуальным и совершенно необходимым, для других — в том числе составителей законопроекта бюджета — таковым может не являться и не считаться. И они совершенно аргументированно на заседаниях правительства могут свою позицию обосновать. Тем более у нас есть такая особенность — мы видим и интересуемся только тем, что касается лично нас, наших близких и нашей работы. Мы, как рядовые жители, не видим картинки в целом.
Александр Конфисахор
доцент кафедры политической психологии СПбГУ
У нас впервые бюджет развития, то есть Адресная инвестиционная программа, существенно увеличен по сравнению с предыдущими бюджетными трёхлетками. А АИП — это школы, детские сады, медицинские учреждения. Также в бюджете чётко видны статьи, связанные с транспортной реформой, — приобретение нового подвижного состава, проектирование новых линий, остановочных павильонов, разворотных колец. Это существенно отличает бюджет 2023 года от будущего бюджета. Если говорить о крупных проектах — это начало проектирования и подготовка территории для Новосмоленского моста, Южная скоростная широтная магистраль, вопросы, которые связаны с обновлением жилого фонда (это не прописано в бюджете явно, но есть ряд сопутствующих статей). В то же время в нынешнем бюджете мы видим влияние реформ. Например, транспортной. Падает финансирование программы "Развитие транспортной системы", поскольку часть необходимого транспорта уже закуплена и реформа идёт на спад, многие проекты уже завершены.
Александр Ходачек
президент ВШЭ Санкт–Петербург