Чтобы разгрузить Восточный полигон, порты СЗФО сделают более привлекательными для экспортёров леса за счёт увеличения транспортных субсидий.
Производителей лесопромышленного комплекса (ЛПК), вывозящих свои товары за рубеж через морские порты Северо–Западного федерального округа, поддержат деньгами из государственного бюджета. В соответствии с постановлением правительства РФ № 1215 от 26 июля 2023 года экспортёры в этой отрасли смогут получить компенсацию до 80% от затрат на транспортировку грузов, но не выше 50% от стоимости продукции.
Распределением средств будет заниматься Российский экспортный центр (РЭЦ). Для поставок, выполненных с 1 июля по 30 сентября 2023 года, субсидию выплатят в текущем году, а для запланированных в период с 1 октября 2023–го по 30 сентября 2024–го — уже в следующем.
Данный механизм дотаций экспортёрам Кабмин утвердил ещё в 2017 году. В июле 2022–го на фоне санкционного кризиса премьер–министр РФ Михаил Мишустин расширил пакет поддержки. Был сделан акцент не только на продукцию ЛПК, но также и на товары фармацевтической, химической промышленности и машиностроительной отрасли. Действие мер распространялось на все морские порты страны. Лесопромышленники изначально могли претендовать на покрытие 80% своих транспортных расходов, но верхняя планка компенсации была установлена в 11% стоимости груза. Далее она выросла до 25%. Предел суммы выплат для одной организации составлял 500 млн рублей.
В феврале 2023 года для компаний–экспортёров ЛПК модель скорректировали. При вывозе продукции через порты СЗФО логистические издержки стали возмещаться полностью, а при трансфере через Дальний Восток возвращалось только 50% затрат. Новое постановление предусматривает субсидии для ЛПК исключительно на Северо–Западном направлении, верхней грани выплат для каждой конкретной компании не устанавливается. Всего за 2022 год предприятия отрасли получили 7,9 млрд рублей по данной модели.
Переработанная мера должна расширить возможности для экспортёров лесной промышленности и создать условия для перераспределения грузопотоков с Дальнего Востока в порты Северо–Запада, комментирует нововведения вице–президент РЭЦ Алексей Солодов.
Запрет на ввоз в страны Евросоюза российских пиломатериалов, пеллет и другой древесной продукции из России вступил в силу с пятым пакетом санкций ЕС 10 июля прошлого года. При этом, по данным Рослесинфорга, европейские покупатели для российских компаний не были основными — общая доля отгрузок в недружественные страны составляла около 30%. Однако именно этот рынок был ключевым для портов Северо–Запада.
Часть поставок в течение прошлого года удалось перенаправить в страны Азии, Ближнего Востока и Африки, но это привело к ещё большей перегрузке Восточного полигона.
Европейским потребителям, считает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, заместить российскую древесину оказывается не так просто, потому что на планете мало стран со значительными лесными ресурсами. "При этом на российскую продукцию спрос есть. Помимо ЕС у нас имеются обширные рынки Китая, Индии, Турции. Не случайно в этих странах сильная деревообрабатывающая промышленность", — говорит аналитик.
Ещё какое–то время российскому государству придётся субсидировать отрасль, полагает Леонид Хазанов. Эти меры нужны, чтобы демпфировать эффект санкций и разгрузить мощности Дальнего Востока до момента расширения их провозной способности.