На африканских дорогах образовался коллапс из-за повышенного мирового спроса на уголь. Проблема в том, что перевозить уголь из мест добычи в порты невозможно только железной дорогой, приходится привлекать грузовики, пишет Bloomberg.
При этом доставка автомобильным транспортом обходится примерно на 40% дороже, влияет на состояние дорог и приводит к несчастным случаям. "Это плохо для страны", — говорит об использовании грузовиков Вуслат Байоглу, управляющий директор угольной компании Menar.
Жители хотят вернуть себе спокойную жизнь, а также такие компании, как Glencore, Sasol, Thungela Resources и Exxaro Resources хотят возить уголь исключительно грузовыми поездами. Это невозможно. Как и большинство государственных компаний в самой промышленно развитой стране Африки, Transnet Freight Rail приходит в упадок.
Объёмы перевозок по её сети сократились почти на треть за последние пять лет из-за проблем, которые включают плохое управление и простои локомотивов, кражу кабеля и устаревание путей. У производителей нет другого выбора, кроме как использовать грузовики, чтобы заработать на рекордном спросе.
Президент ЮАР Сирил Рамафоса охарактеризовал проблемы с железнодорожным транспортом как "кризис катастрофических масштабов" и ещё в апреле создал целевую группу для поиска решений. На их поиск потребуется время, сказал его представитель в конце июля.
Угольная промышленность ЮАР занимает пятое место в мире по величине. Около 15 млн тонн угля в прошлом году прибыло в порты автомобильным транспортом и ещё 50 млн тонн поездами. Это принесло производителям 227 млрд рандов (почти $13 млрд) после того, как цены достигли рекордно высокого уровня в $450 за тонну.
Ситуация стала стимулом для экономики страны, впервые уголь вплотную приблизился к тому, чтобы конкурировать с платиной в качестве самого ценного экспортного товара страны. Но неудачи Transnet привели к упущенным возможностям.
Даже южноафриканская лоббистская группа по транспортировке грузов согласна с тем, что уголь следует перевозить в железнодорожных вагонах, а не по дорогам. "Они не предназначены для этого", — настаивает Гэвин Келли, главный исполнительный директор Ассоциации автомобильных грузоперевозок.
Так, в Коматипорте заторы идут на руку грабителям, которые выбирают жертв из числа водителей грузовиков, ждущих в очереди по несколько дней. Грабежи, кражи и разбойные нападения распространились от шоссе до города. Увеличилось число дорожно-транспортных происшествий.
В деловой палате Коматипорта ждут дальнейшего увеличения трафика: более чем на 1000 грузовиков в день до 3000 в день к концу 2024 года.
А город Понгола, расположенный недалеко от важного порта Ричардс-Бей, напоминает гигантскую стоянку грузовиков. Избыточный трафик разрушает дороги. В прошлом году грузовик врезался в пикап на встречной полосе у подножия окружающего холма, в результате чего погибли 20 человек, в основном дети. Местные жители подожгли грузовик и начали устраивать регулярные акции протеста.
Президент ЮАР на днях побывал в Петербурге на саммите "Россия – Африка". Рамафоса особенно подчеркнул, что он и другие лидеры африканских стран приехали на саммит не ради бесплатного зерна и других "даров".
"Мы понимаем, что вы из щедрости решили безвозмездно предоставить зерно некоторым африканским странам, которые сталкиваются с определёнными сложностями. Мы отмечаем это, но это не наша основная цель", — сказал Рамафоса.
Главное, отметил он, понять позицию президента РФ на их предложения по мирному урегулированию украинского кризиса. Рамафоса добавил, что Африка желает видеть Чёрное море открытым для мировых рынков.
31 июля Россия передала южноафриканской стороне свой проект заявления по Украине по итогам саммита. Документ будет опубликован, когда текст согласуют обе стороны.