Когда приходит очередной кризис, усиливается роль бизнес–ассоциаций. Однако донести до власти проблемы предпринимателей им удаётся не всегда.
В Петербурге существует немалое количество ассоциаций, представляющих интересы бизнеса. Одни состоят из широкого пула предпринимателей, другие объединяют предприятия по отраслям. Основная задача ассоциаций — обеспечить коммуникацию между бизнесом и властью.
Многие ассоциации занимаются вопросами, касающимися преимущественно малых и средних предприятий. По данным Единого реестра субъектов МСП, в Петербурге по состоянию на 10 июля 2023 года числилось 346,9 тыс. таких организаций, среди которых 164,4 тыс. — юрлица и 182,5 — индивидуальные предприниматели. В том, насколько весома роль ассоциаций для петербургского бизнеса, разбирался "ДП".
Услышьте наш голос
Руководителям многих организаций в Петербурге известен Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе, который возглавляет Елена Церетели. В составе совета 40 отраслевых бизнес–ассоциаций, на постоянной основе работают девять комиссий, регулярно проходят встречи с исполнительной властью. Организация существует 15 лет, за это время юридическая служба рассмотрела более 7 тыс. обращений. Причём, по словам Елены Церетели, их число растёт.
"Только в начале года нам поступило более 40 вопросов, связанных с ростом расходов бизнеса за обращение с ТКО от 20 до 30%. Предприниматели отмечали, что сроки оформления договоров увеличились, а прийти на консультацию в расчётный отдел регионального оператора невозможно. Мы провели ряд совещаний с профильными комитетами городской администрации и АО “Невский экологический оператор”. В результате был подготовлен комплект документов в адрес Российского экологического оператора с перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Перечень был расширен с восьми до 40 позиций", — привела Церетели пример обращений бизнеса.
Главная задача деловых ассоциаций — представлять "голос" индустрии на государственном уровне, когда речь идёт о разработке новых законов, влияющих на бизнес. Причём в последнее время вектор задач предпринимательских объединений, по мнению некоторых экспертов, изменился. "Если раньше ассоциации стремились быть для бизнеса одновременно и лоббистской, и коммуникационной площадкой, то сейчас, особенно с развитием онлайн–форматов ивент–индустрии, владельцы фирм организуют себе полезные коммуникации сами, а ассоциациям остаётся роль диалога с государством", — обращает внимание Алексей Смирнов, региональный директор платформы автоматизации ресторанов Absolut POS.
Для создателей стартапов роль ассоциаций выполняют предпринимательские клубы и комьюнити, где можно обменяться опытом, получить совет, почерпнуть идеи и даже найти инвестора.
Не хватает знаний
Однако далеко не каждый предприниматель знает о существовании таких объединений. Многие узнают об этом случайно благодаря сарафанному радио. Как указывает Елена Церетели, в Петербурге исторически сложилось так, что механизмами господдержки пользуются лишь 10% предпринимателей. Хотя в последние годы эта цифра растёт, внешние вызовы заставляют владельцев бизнеса искать инструменты, которые помогут им сохранить своё дело.
"Организации, подобные нашей, становятся своего рода координаторами в этом процессе. На протяжении многих лет нам удаётся не только точечно помогать предпринимателям на уровне районных подразделений, но и формировать законодательное поле, регулирующее предпринимательскую деятельность", — говорит она.
В Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), отвечая на вопрос об осведомлённости предпринимателей о существовании ассоциаций, указывают на интересную тенденцию. "Есть те, кто предпочитает “не замечать” профессиональные объединения и обращаться к нам только в случае персональных проблем или глобальных ограничений для бизнеса. Но ситуация меняется, мы наблюдаем рост заявлений на вступление во ФРиО после успехов наших инициатив: изменения СанПиН, снятия пандемийных ограничений, обнуления НДС", — поделились там.
В федерации получают несколько десятков обращений в год с конкретными вопросами. Их число растёт в периоды ограничений в работе предприятий сферы гостеприимства, при вводе новых законов, нормативов, правил и регламентов. В основном бизнес просит дать пояснения по конкретным объектам и кейсам. У некоторых членов ФРиО, например, возникают сложности с продлением алкогольный лицензии из–за открытия рядом медицинского центра.
Проблемы рождают сообщества
Как известно, ничто так не объединяет людей, как общая беда. Стремление примкнуть к группе экспертов, которые могут оказать помощь, особенно было заметно в деловом сообществе в пандемию. Ассоциация предприятий индустрии красоты (АПИК) как раз родилась на пике такого запроса из предпринимательской среды. "Мы стали мостиком, через который пытались достучаться до чиновников. Но и им тоже нужна была организованная форма общения, — рассказывает руководитель АПИК Лялья Садыкова. — Сейчас запросов поступает меньше, но они стали более продуманными и структурированными. В основном это инициативы по коррекции законодательства. Мы поняли, что нужно не просить подачки, а работать на перспективу: структурные перемены касаются всех участников рынка. Если игнорировать их, к хорошему это точно не приведёт".
Бизнес–сообщества (кроме тех, что созданы органами власти) обычно появляются на фоне проблем МСП и впоследствии порой приобретают черты профсоюзного движения, замечает председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина. По её мнению, такие ассоциации обеспечивают самую быструю и эффективную связь между властью и бизнесом, формулируют и доносят до чиновников пул проблем, которые возникают у предпринимателей после применения правовой базы на практике. Однако, разумеется, никаких гарантий, что бизнес будет услышан, ассоциации дать не могут.
По наблюдениям Гришиной, чиновники к мнению сообщества прислушиваются отнюдь не всегда. А у руководителей ассоциаций, если они сочетают эту работу с продолжением собственного бизнеса, могут появляться проблемы. "Создать общественную организацию может позволить себе скорее свободный человек. Если же ты одновременно занимаешься бизнесом, становишься уязвим. Ведь приходится выступать с заявлениями, говорить то, что не всегда нравится чиновникам", — подчёркивает Гришина.
По мнению экспертов, наиболее эффективной оказывается работа ассоциаций, имеющих определённое отраслевое направление. Как отмечает учредитель и генеральный директор Ассоциации частных клиник Александр Солонин, наличие в Петербурге института бизнес–омбудсмена, пост которого в 2023 году занял Валерий Калугин, позволяет ассоциациям более эффективно коммуницировать с властью. "Кризис всегда чреват тем, что будут приняты решения, которые могут нанести урон интересам не только бизнеса, могут пострадать и потребители. Поэтому и органы власти сегодня заинтересованы в том, чтобы бизнес–ассоциации предоставляли актуальную информацию", — считает Солонин.
В его ассоциацию входят лидеры рынка частной медицины, оказывающие 40% платных услуг в городе. Ассоциация старается помочь бизнесу, однако признаёт и наличие некоторых преград, вызванных, например, региональным фактором. "Отрасль здравоохранения имеет жёсткое и объёмное законодательство. Львиная доля наших инициатив направлена на то, чтобы улучшать регулирование на федеральном уровне и снизить индекс административного давления", — подчёркивает Солонин.