Станционные смотрители: старинные вокзалы отдали на милость инвесторов

Автор фото: Pastvu.com

У РЖД осталось 13 старинных вокзалов и вокзальчиков в Петербурге, которые компания продолжит использовать по назначению. Судьба остальных зависит от доброй воли инвесторов.

В июне в комитете по охране памятников сообщили о планах по включению в перечень выявленных памятников дореволюционного вокзала станции Горская. Деревянное здание расположено на Сестрорецкой железной дороге. В 2000–е годы оно использовалось в качестве продовольственного магазина, а в последнее время пустовало. В декабре минувшего года градозащитников встревожили строительные работы возле этого здания, которые они приняли за попытку сноса.
Активисты надеются, что с вокзалом в Горской произойдёт нечто похожее, что раньше случилось с деревянным зданием в Тарховке. Оно недавно было приспособлено под магазин сыров, что дало ему новую жизнь.
По данным "Живого города", арендаторы здания в Горской сохранили весь дошедший до нашего времени исторический декор, стенные панели, деревянную отделку потолка. Но "до лучших времён" были спрятаны и пока только ожидают реставрации исторические двери и подлежащие ремонту оконные рамы.
Похоже, что вообще в наше время подобными постройками (если целью не является снос) интересуются в первую очередь энтузиасты. Прошлым летом предприниматель Олег Бармин приобрёл на торгах за 10 млн рублей старинный железнодорожный вокзал под Светлогорском — бывшую станцию Георгенсвальде (архитектор Макс Шёнвальд, 1912–1913 годы) в посёлке Отрадное Калининградской области. Это довольно большое 4–этажное здание в эстетике модерна. Железнодорожники передали его региональным властям, а уже те выставили на торги. По данным Forbes, бизнесмен хочет приспособить здание под гостиницу. Восстановление и развитие посёлка, судя по публикации, для него своего рода хобби (например, бизнесмен купил и отремонтировал там для своей семьи старинный особняк).
Случается также, что железная дорога уходит, а вокзал остаётся. Бывший вокзал узкоколейной дороги в Браславе (Белоруссия), небольшое деревянное здание, уже много лет используется как многоквартирный дом. Жители не страдают от стука колёс в связи с тем, что рельсы давно разобраны. Но зданию, похоже, требуется ремонт.
В Петербурге был случай, когда не у дел осталась станция метро: остатки построек закрытой станции "Дачное" были реконструированы в отделение ГИБДД. "Царский вокзал" в Пушкине (также известный как Императорский павильон) после революции перестал использоваться коронованными особами и был приспособлен под общежитие. В 1970–е годы он был расселён и с тех пор пустует. В КГИОП сообщали, что здание законсервировано "в ожидании инвесторов".
Павловский музыкальный вокзал (при первой в России железной дороге) был разрушен в годы Великой Отечественной войны, но в прошлом году стало известно о планах по воссозданию его в качестве культурного центра. В декабре, как сообщал ТАСС, совет директоров РЖД одобрил воссоздание вокзала и выделение денег на его проектирование.
Один из самых известных примеров связан с государственным участием. Огромное здание вокзала Орсе в Париже (1900 год, архитектор Виктор Лалу) было приспособлено под музей искусства периода XX века. Музей был открыт в 1986 году президентом Франсуа Миттераном. Интересно, что это здание после прекращения движения поездов тоже какое–то время собирались снести (и построить взамен гостиницу в стиле модернизма), и только под давлением общественности вокзал признали памятником. Отметим также, что реконструкции предшествовал архитектурный конкурс.
А в Тель–Авиве старый вокзал (небольшое здание) вместе с пакгаузами и другими служебными постройками приспособили под квартал–фуд–корт.

Последние ценности

Как сообщили "ДП" в РЖД, в ведении Октябрьской железной дороги осталось только 13 станционных (вокзальных) зданий постройки до 1917 года. Их обещают сохранить.
"Все здания имеют ценность для компании с точки зрения использования их по прямому назначению. Здания будут использованы как станционные (вокзальные) комплексы для обслуживания пассажиров", — сообщили в РЖД. Но полный перечень построек, к сожалению, не привели.
Здесь стоит отметить два момента. Во–первых, 13 — это, очевидно, меньше, чем сохранилось таких зданий в городе. В реестре памятников КГИОП числится 25 вокзалов и вокзальчиков. Во–вторых, компания, возможно, преувеличивает ценность этих зданий для себя. Так, в 2018 году было снесено, по всей видимости, дореволюционное станционное здание на Волковской. Ранее, как уже писал "ДП", была попытка снести Сестрорецкий вокзал (чтобы построить взамен современный торгово–вокзальный комплекс), но потом его взяли под охрану как памятник.
Некоторые здания, такие как вокзал станции Сергиево на Ораниенбаумском направлении, пытаются сдать в аренду. При этом упомянутый вокзал не ремонтируется, так что КГИОП через суд добивался его реставрации (и в начале нынешнего года выиграл дело). Сейчас объявление по Сергиево не размещается, зато в аренду предлагаются два старинных склада — в Стрельне и Александровской.

Если есть возможность

С учётом того, что вокзалы в любом случае стоят возле железной дороги, возле них очень шумно, рассуждает руководитель реставрационной компании "АСМ" Алексей Михайлов. Как следствие, такие здания нельзя приспособить под жильё или офисы. Открывать музей железной дороги или отдельного посёлка — слишком убыточно. Поэтому сложно представить что–то другое, кроме приспособления под торговлю.
Примерно так в своё время поступили с Варшавским вокзалом в Петербурге, превратив его в ТРЦ. Но это нельзя считать самым удачным примером (несмотря на довольно большие вложения в проект).
"Варшавский по сравнению с пространством “Депо” в Москве (открыто на месте бывшего трамвайного парка. — Ред.), к сожалению, отдыхает. Там всё то же самое — еда, столы, музыка, — но транзиты и посадочные места не так продуманы", — говорит Михайлов.
Впрочем, недавно на Варшавском вокзале была проведена реконструкция, и пространство обновилось (там открыт самый большой в Европе фуд–молл "Вокзал 1853").
Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ, доктор экономических наук Андрей Горев в комментарии "ДП" отмечал, что "сохранять архитектуру железных дорог важно, но если оказывается, что из–за неё что–то не расширить и не построить, то здесь уже не может быть однозначного ответа". Тем не менее, по его мнению, нужно стараться сохранять старые здания, когда есть такая возможность.
В свою очередь заместитель председателя Совета по наследию Михаил Мильчик заявлял, что требование к более полному, по возможности, сохранению исторической застройки должно быть включено также в концепцию развития Санкт–Петербургского железнодорожного узла.