Не секрет, что за последние годы потребитель, его привычки и поведение существенно изменились. О том, как крупный бизнес ищет локации, которые отвечают новому запросу покупателей, "ДП" рассказал Андрей Кондратюкин, директор департамента развития торговой сети "Пятёрочка" в Северо-Западном федеральном округе.
Расположение магазина становится приоритетным критерием для покупателей при выборе места для ежедневных или еженедельных закупок. Соответственно, активнее растут те сегменты, которые предоставляют услуги и товары в непосредственной близости от дома. Если раньше был тренд на семейные поездки в гипермаркет по выходным, то сейчас более эффективным считается приобретение необходимых продуктов по пути с работы домой.
“
Особенно это характерно для жителей массовой застройки в спальных районах города. Именно такие локации мы рассматриваем для расширения своей сети в Санкт-Петербурге. Наша компания открыта к сотрудничеству с собственниками помещений и со всеми девелоперами, которые уже ввели в эксплуатацию подобные объекты или собираются реализовать крупные проекты в ближайший год, мы уже сейчас готовы заключать предварительные договоры, фиксировать условия
Андрей Кондратюкин
директор департамента развития торговой сети "Пятёрочка" в Северо-Западном федеральном округе
На фоне меняющегося потребительского поведения стал другим и подход ретейлеров к выбору коммерческих помещений. Ранее ввиду приближения к порогу в 25% от розничного товарооборота региона "Пятёрочка", например, очень редко открывала новые точки. Поэтому у торговой сети просто не было права на ошибку в выборе локации. Теперь же цель — не получить максимальную прибыль с каждого квадратного метра, а найти оптимальное количество свободных и подходящих площадей.
Что касается кварталов с новой застройкой, то, по словам директора департамента развития торговой сети "Пятёрочка" в СЗФО, наиболее интересны территории, где в зоне покрытия не менее 1000–1500 квартир. "Речь идёт не обязательно об отдельно взятом ЖК, можно рассматривать "картину" в целом. Ведь, как правило, любой строительный проект в жилищной сфере сопряжён с большими инфраструктурными затратами. Никому не выгодно строить один дом и больше ничего, поэтому мы считаем такие места перспективными", — пояснил эксперт.
В большинстве случаев, по мнению крупных игроков рынка, наиболее привлекательными для магазина шаговой доступности малого формата являются объекты с торговыми залами 200-300 м2, супермаркетам требуется площадь уже 700-1000 м2. Это подтвердила и заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш, подчеркнув, что новостройки — хороший вариант для развития гибких операторов, которые могут подстроиться под локацию и расположиться, в том числе, в очень крупных помещениях.
Среди наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться ретейлерам при обустройстве магазинов в многоквартирных домах, — вопросы логистики. Речь в первую очередь про организацию подъезда транспорта и наличие зоны разгрузки. Кроме того, сложности могут возникать с размещением кондиционеров, мусорных площадок, если, конечно, застройщик не предусмотрел все эти моменты ещё на этапе проекта. В то же время, компании, которые давно на рынке, уже наловчились работать в самых разных условиях и избегать многих трудностей. Неслучайно Андрей Кондратюкин в разговоре с "ДП" оценил российский ретейл как один из самых профессиональных и организованных в мире.
На сегодняшний день у каждой продуктовой сети есть свой покупатель, хотя конкуренция на рынке довольно высокая и никто не планирует останавливаться на достигнутом. Если не следовать за предпочтениями конечного потребителя и игнорировать тенденции времени, рано или поздно аудитория перестанет быть лояльной.
"В идеале любой предприниматель хочет открыться там, где нет других магазинов, но такого, конечно, не бывает. Сегодня многое решает концепция, в которой работает магазин, сервис, дополнительные опции. А покупатель от высокой конкуренции только выигрывает, получая широкий выбор и выгодные условия", — подытожил Андрей Кондратюкин.