Турецкий транзит: как попадают грузы в Россию в 2023 году

Автор фото: Freepik

Второй год подряд Турция остаётся для России крупнейшим транзитным хабом поставок различных товаров со всего мира. Логистические мощности страны сумели справиться с возросшим вдвое грузопотоком. В настоящий момент сформировались устойчивые маршруты и решения, позволяющие обеспечивать регулярные поставки грузов.

По итогам 2022 года Турция поднялась с шестого на второе место в списке крупнейших торговых партнёров России, сообщала ранее Федеральная таможенная служба РФ. По её данным, товарооборот между странами вырос на 84%. В 2021 году он составлял $33 млрд.
Судя по сведениям статистического ведомства Турции (данные российской таможни сейчас закрыты), в этом году объёмы поставок сохраняются на прошлогоднем уровне. Так, с января по март турецкий экспорт в Россию превышал $1 млрд ежемесячно, лишь в апреле снизившись до 0,8 млрд. Аналогичные показатели были осенью и в начале зимы. Для сравнения, по итогам всего 2022 года объём поставок из Турции составил $9,2 млрд.
По данным участников рынка, если Китай, являющийся сейчас крупнейшим внешнеторговым партнёром РФ, поставляет в основном собственную продукцию, то Турция стала ключевым транзитным хабом, через который идут товары со всего мира, включая США и страны Европы. "В 2022 году товарный экспорт из Турции в Россию вырос на 62%, и в основном это реэкспорт", — констатирует партнёр исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова. "Экспорт машин и оборудования увеличился более чем в два раза, составив $2,2 млрд. Это 23% турецкого экспорта в Россию", — приводит пример она. "С января по апрель 2023 года спрос на перевозки из Турции вырос на 20%", — отмечает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.
Логистическая инфраструктура была выстроена довольно быстро — если в начале 2022 года каждый месяц из Турции в Россию экспортировалось товаров менее чем на $0,5 млрд, то уже осенью объёмы выросли более чем вдвое. "Когда в прошлом году мы вынужденно открыли Турцию, там по большому счёту ничего не было, — вспоминает директор ООО "Новоэкспорт" Дмитрий Васильев. — Не было готовности к тому объёму перевозок, который на них обрушился. Но сейчас уже есть видение и есть перевозчики, которые переориентировались на это направление".
"Это наиболее оптимальный маршрут, — уверена Людмила Симонова. — Возить товары через Казахстан сложнее. Второй крупный хаб — это Арабские Эмираты, но там всё подороже. Через них идут более дорогие товары. Турция остаётся основным хабом, особых альтернатив которому нет".
Откуда доставить груз можно различными способами, наиболее популярными считаются следующие, перечисляет исполнительный директор АСЕХ Алексей Липатов: сухопутная доставка автомобильным транспортом по маршруту Турция – Грузия – Россия и Турция – Грузия – Азербайджан – Россия; доставка морским транспортом в контейнерах; доставка автомобильным транспортом с использованием паромного сервиса; доставка авиационным транспортом. Каждый из этих путей имеет свои достоинства и недостатки, например, на российско-грузинской границе фурам нередко приходится подолгу стоять в пробках.
Есть и другие сложности при грузоперевозках из Турции. "Основные трудности — это нестабильность турецкой валюты и банковские расчёты с турецкими партнёрами, — указывает Дмитрий Васильев. — Кроме того, необходимо учитывать восточный менталитет". Для многих грузополучателей хорошим выходом является работа через российские логистические компании, имеющие представительства в Турции, отмечает он.
Один из примеров организации регулярных перевозок из Турции есть у компании "Деловые Линии". В августе 2022 года она запустила сборные контейнерные перевозки из Стамбула в Новороссийск. "Почти за год работы по этому направлению мы осуществили более 500 перевозок и вышли на стабильный еженедельный график отправок по сборным грузам. Мы продолжаем развивать сервис — учитываем и потребности клиентов, и "узкие" места на пути следования грузов. Сейчас клиентам доступны различные схемы и способы доставки, в том числе минуя Грузию, есть возможность осуществить прямую контейнерную отгрузку или RО-RO", — рассказал Фарид Мадани.
Большинство экспертов ожидают, что в ближайшей перспективе значимых альтернатив "турецкому транзиту" в Россию не появится. В этом смысле положительным фактором на рынке считают переизбрание на пост президента Турции Реджепа Эрдогана, который не склонен поддаваться давлению западных стран относительно ужесточения антироссийских санкций. Продолжает развиваться логистическая инфраструктура, вследствие чего грузополучатели смогут выбирать наиболее удобные и выгодные для себя способы доставки.
"Так как постоянно появляются новые игроки на рынке (автоперевозчики, морские линии) и происходит развитие лимитирующей инфраструктуры (увеличение пропускной способности МАПП Верхний Ларс на границе Грузия – Россия, открытие нового ППП Ханоба на границе Азербайджан – Россия) рынок без особых сложностей осваивает весь объём грузов, предъявляемых к перевозке", — уверен Алексей Липатов.
В свою очередь, власти Краснодарского края ожидают, что в ближайшие пять лет в портах Азово-Черноморского бассейна будут реализованы инвестиционные проекты более чем на 0,5 трлн рублей. А это уже признак того, что бизнес закладывается на долгосрочное развитие нового транспортного коридора.