Проблема с колёс: как утилизируют автомобильные покрышки

Автор фото: "ДП"

Ежегодно на мусорные площадки автомобилисты выкидывают тысячи покрышек, которые по правилам должны сдавать особым образом. Что с ними происходит дальше, разбирался "ДП".

Каждый год около 1 млн тонн автопокрышек в России становятся отходами, сообщил весной этого года ППК "Российский экологический оператор". Утилизируется 40–50 % отходов шин, или около 500 тыс. т ежегодно. Осенью прошлого года говорилось, что перерабатывается не более 150 тыс. т при наличии в России мощностей для утилизации 400 тыс. т.
Шины относятся к IV классу опасности, для них разработаны определённые правила утилизации. В комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга говорят, что принимают отработанные покрышки только от населения и только в экопунктах, открытых по всему городу. Плату за это не берут. По итогам прошлого года комитет отчитался о сборе 44,1 т покрышек — это чуть более четверти от всех опасных отходов. По данным экспертов, ещё не менее 15 т были выброшены с нарушением законодательства.
В Петербурге и Ленобласти утилизаторы могут собрать 40 % свежих отходов и переработать, считает Кирилл Васильев, директор по развитию компании по регенерации "Спурт".
Ответственность за утилизацию шин несёт собственник, он обязан сам отвезти их в пункты приёма шин, подчёркивают в АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области". Отслужившие свой срок покрышки можно сдавать в автосервисы, шиномонтажи, пункты обслуживания и эксплуатации автомобилей, на некоторых АЗС установлены специальные сетки для сдачи покрышек, говорят в АО "Невский экологический оператор" (НЭО).
Проблема в том, что население по незнанию или умышленно часто оставляет их на обычных контейнерных площадках, предназначенных для коммунальных отходов. "Случаи незаконного складирования автомобильных покрышек на контейнерных площадках фиксируются с заядлым постоянством, — говорят в НЭО. — Шины не относятся к ТКО и не подлежат вывозу региональным оператором, перевозчики фиксируют нарушение и передают сигнал в управляющую компанию или администрацию района, так как содержание площадок относится к полномочиям управляющих организаций либо администраций района (если земля городская). Зачастую покрышки всё–таки попадают в ПУХТО, и такие неприятные находки уже обнаруживаются в местах обработки отходов при разгрузке".
"Складировать шины на контейнерной площадке запрещено. За нарушение правил предусмотрена административная ответственность", — говорит Анна Саламатова, генеральный директор ООО "ПКФ “Петро–Васт”". Обнаруженные на объектах по обработке и сортировке отходов шины становятся заботой транспортной компании, поскольку захоронение покрышек на полигонах запрещено, говорит она. "Их отбирают на входном контроле, накапливают и передают специализированной организации–переработчику. Утилизация покрышек в таком случае осуществляется за счёт средств сортировочного комплекса", — поясняют в "Первом Спецтрансе".
Каждую смену сезона контейнерные площадки завалены отработанными шинами. Несмотря на развитие и расширение в городе сети экопунктов, куда жители бесплатно могут сдать опасные отходы, в том числе шины, каждый год число оставленных на контейнерной площадке покрышек растёт, подтверждают в "Первом Спецтрансе". "Среди районов, находящихся в зоне нашего обслуживания, наиболее остро проблема несанкционированного выброса шин стоит в Невском районе. Причём это носит системный характер в течение всего года, а не только в сезон замены автомобильных покрышек", — отмечает Анна Саламатова.

Приехали

Потребление в автомобильной сфере, как и во многих других, растёт. А вот мощности переработки покрышек отстают примерно в 2 раза, говорит Кирилл Васильев. К 2024 году, согласно федеральной программе "Экономика замкнутого цикла", в дорожном и гражданском строительстве должны применять до 20 % вторичных материалов, а к 2030 году их доля должна вырасти до 40 %. Но обеспечить эти показатели будет непросто. Проблем с переработкой покрышек достаточно. Основная — отсутствие инфраструктуры, в регионе и в стране в целом нет надлежащих предприятий по сбору и переработке шин, также со своей стороны государственные заказчики не готовы размещать заказы с использованием вторичного сырья, что усложняет процесс исполнения программы.
Кирилл Васильев говорит о необходимости создания если не специальных полигонов, на которых будут сортироваться и накапливаться такие отходы, то хотя бы площадок для временного складирования покрышек. Эти объекты позволили бы утилизаторам планировать загрузку своих предприятий и бизнеса в целом.
В настоящее время основная сложность в области переработки шин состоит в том, что отсутствует связь между образователями отходов и переработчиками, считает Анна Саламатова. "Переработчики не хотят или не имеют возможности работать с розницей. Как следствие — низкий уровень развития системы сбора шин у населения и недостаточное информирование о необходимости сдавать их в специализированные пункты приёма приводят к тому, что автолюбители просто не знают, куда деть старую резину. Таким образом, шины оказываются на контейнерных площадках и задача по их утилизации встаёт перед региональным оператором и перевозчиками", — говорит она.
"Как и в остальных сферах переработки вторичного сырья, число переработчиков зависит от спроса на вторсырьё. Сейчас востребованность на продукцию из вторсырья, а значит и на вторсырье, низкая. Основные проблемы — отсутствует информированность населения и автосервисов о надлежащих способах обращения с шинами. Вторая проблема — высокая стоимость утилизации покрышек. И конечно, несанкционированные свалки покрышек, которые ежедневно прирастают новыми экземплярами", — отмечают в "Первом Спецтрансе". "Мы не умеем эффективно собирать. Чтобы эффективно собирать, нужна компенсация логистических расходов", — подтвердил на прошедшем ПМЭФ глава ППК РЭО Денис Буцаев.

Куда колёса?

"Шины не разлагаются 150 лет. Если ситуация будет развиваться так, как она развивается сегодня, то через 30 лет выброшенные автопокрышки испортят всю питьевую воду", — предрекает Кирилл Васильев. Для наглядности он приводит такой пример: шина с броневика, с которого выступал Ленин, до сих пор лежит где–то в лесу или на свалке и ещё даже не начала разлагаться. На данный момент в России около 10 млн т покрышек лежат в земле, считает Кирилл Васильев.
Шины легко загораются, но это не единственная проблема. Под воздействием солнца они выделяют оксиды углерода и серы, увеличивая риск развития рака лёгких в 8 раз, говорит он.
Сегодня существует всего несколько технологий переработки покрышек: сжигание, пиролиз, захоронение, измельчение и восстановление. "Мы придумали технологию восстановления, которая позволяет извлекать из покрышки синтетический каучук. Для этого отходы должны пройти химическую девулканизацию, в ходе которой высвобождается синтетический каучук, который можно поставить на завод для нового производства. Новый продукт можно использовать для изделий из базовой технической резины, при производстве шин, в дорожном строительстве. Везде мы видим снижение затрат, в некоторых случаях значительное, без потери качества, так как каждую смесь готовим по конкретным ТУ и ГОСТам", — говорит Кирилл Васильев. Он отмечает, что на законодательном уровне проблема сбора и утилизации покрышек решена практически полностью, но вот с воплощением всех замыслов законодателей "на земле" пока есть проблемы