Из ботаников в очках — в звёзды телешоу: популяризацию науки обсудили на ПМЭФ

Автор фото: ТАСС
ПМЭФ в объективе видеокамеры
В рамках ПМЭФ-2023 бизнесмены, представители шоу-бизнеса и сферы образования обсудили актуальные подходы к популяризации науки и привлечению талантливой молодёжи в сферу высоких технологий. Организатором круглого стола выступил "Газпром-Медиа Холдинг".
Инновации в медийном бизнесе участники круглого стола рассмотрели на примере реалити-шоу "Вызов" и одноимённого молодёжного сообщества.
"Вызов" — новое реалити-шоу, в котором впервые на телевидении был реализован уникальный формат. В команды объединились учёные и звёзды социальных сетей, а соревнования проходили как в чисто спортивных дисциплинах, так и в виде интеллектуальных заданий.
По словам Бориса Ханчаляна, заместителя генерального директора "ГПМ — Развлекательное телевидение", создатели хотели сломать стереотипы, показать, что наука — это модно и стильно.
"В обществе существует заблуждение, что люди из мира науки не могут быть активными в медиапространстве и не могут стоять на одной ступени со звёздами шоу-бизнеса. Важно развенчать стереотип о том, что учёный — это ботаник в очках, не способный продвинуть себя и свои достижения. И это является первостепенной задачей шоу "Вызов", — отметил Ханчалян.
Доля первого выпуска составила 8,6 пункта, что является высоким показателем и характеризует шоу как востребованное и популярное. "Людям понравился формат, поэтому мы будем продолжать развивать проект, и я уверен, что руководство нас точно поддержит", — добавил он.
Топ-менеджер подчеркнул, что тренды меняются, а вместе с ними меняется и образ лидера общественного мнения. "Мы показали, что научно-популярные проекты актуальны, увидели результат и продолжим развивать их во благо страны", — заявил Борис Ханчалян.
В конце выступления топ-менеджер отметил, что "Вызов" — это уникальный проект, показавший интерес среди людей совершенно разных поколений.
"Аудитория смешанная, смотрят как дети, так и взрослые. Вовлекается большое количество молодёжи, формируется новый образ молодого человека, во многом навеянный участниками шоу "Вызов". Это даёт возможность многим людям увидеть себя через призму успеха на телевидении и попробовать в этом направлении", — заключил заместитель генерального директора "ГПМ — Развлекательное телевидение" (ГПМ РТВ).
Молодёжное сообщество ВЫЗОВ создано по инициативе негосударственного института развития "Иннопрактика" и продюсерского центра Insight People при поддержке "Газпром-Медиа Холдинга".
Как ожидается, ВЫЗОВ объединит все федеральные округа, к концу года планируется открыть 12 представительств, которые станут" центром притяжения творческой научной молодёжи и оплотом популяризации научного знания в молодёжной среде".
Резиденты сообщества смогут принять участие в кастинге реалити-шоу "Вызов" на ТНТ и получить доступ к медиаресурсам партнёров проекта для создания оригинального контента. Презентация проекта состоялась в марте во время телемоста между студентами из Петербурга и Луганска.
"Газпром-Медиа Холдинг" будет и дальше продвигать этот проект: результаты, которые сейчас мы получаем, отзывы, которые мы слышим от молодёжи, исключительно позитивные", — подчеркнул Борис Ханчалян.
В панельной дискуссии также приняли участие первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова, исполнительный вице-президент ПАО "Газпромбанк" Андрей Серов, генеральный директор ООО "Вормхолс Внедрение" Олег Журавлев и председатель правления ГК "Геоскан" Алексей Семенов.
Кроме того, участниками круглого стола стали доцент факультета систем управления и робототехники ИТМО и участник первого сезона реалити-шоу "Вызов" Иван Борисов, замглавы Центра инновационного развития РЖД Александр Зажигалкин, сооснователь Российского квантового центра Руслан Юнусов, певец и резидент Insight People Торнике Квитатиани.
Как показал опрос ВЦИОМ, наука у россиян чаще ассоциируется с конкретными научными учреждениями и лабораториями, телепрограммами, гаджетами и конкретными учёными. Социологи выделили два распространённых образа учёного: заслуженный академик, звезда науки — "чудаковатый энтузиаст".
Более половины россиян встречали материалы о российских учёных, разработчиках, новых открытиях (57%) в СМИ или интернете. Каждый четвёртый опрошенный как-то связан с наукой — работает в ней сам, или наукой занимаются его родственники, знакомые и т.д. (27%). В этой группе все показатели информированности в связи с наукой выше, чем в среднем по выборке.
Молодые учёные и сами постепенно стремятся изменить устоявшийся образ. Так, в феврале президент России Владимир Путин на церемонии в Кремле наградил исследователей за успехи в области науки и инноваций. Одним из лауреатов стал 35-летний "доктор наук с дредами" Александр Осадчиев. Он получил премию за исследование океанологических процессов в морях Арктики, важных для обеспечения добычи ресурсов в акватории Северного морского пути.
В 2024 году у учёного сообщества появится больше поводов появляться в СМИ. Зимой в Москве состоялась встреча президента РАН Геннадия Красникова и советника президента Антона Кобякова, на которой обсуждались вопросы подготовки празднования 300-летия российской науки в 2024 году. Ключевым событием станет проведение Всемирного научно-образовательного форума "Наука — обществу и миру" в июле 2024 года в Петербурге.