Не прошли уровень: рынку мобильных игр в Петербурге понадобилась перезагрузка

Российский рынок мобильных игр, в недавнем прошлом занимавший серьёзные позиции в мире, после введения санкций и ухода зарубежных игроков придётся отстраивать заново.

Несмотря на колоссальное падение выручки, рынок мобильных игр в России остаётся одним из крупнейших в Европе. Аналитики Sensor Tower отметили, что на российских пользователей в IV квартале 2022 года пришлось 24% всех скачиваний игр в европейском регионе. Тем не менее по итогам 2022 года Россия всё–таки вылетела из европейской пятёрки лидеров по объёму средних трат пользователей на мобильные игры.
В Sensor Tower подчёркивают, что такое произошло впервые за историю их наблюдения за этой отраслью. На протяжении нескольких лет страна уверенно держала 4–е место, пропуская вперёд только Германию, Великобританию и Францию. Теперь же 4–е и 5–е места заняли Италия и Швейцария соответственно.

Место в истории

Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, отмечает, что в Петербурге индустрия мобильных игр была одной из ведущих по стране. Так было вплоть до 2022 года. Как будет дальше, сказать сложно.
"По состоянию на начало 2022 года я бы оценил рынок разработки мобильных игр Петербурга как очень развитый. Здесь располагались офисы компаний–разработчиков и просто жили сотрудники, удалённо работающие на крупных игроков, таких как MyTona и Playrix. Петербургские разработчики были особенно сильны в сегментах казуальных игр (более женская аудитория) и гиперказуальных игр (самая массовая аудитория)", — рассказал он.
Какую–то особенность именно петербургского рынка выделить сложно. "Можно говорить о специфике тех или иных сегментов, сравнивая их между собой на уровне стран, но уж точно не на уровне отдельных городов. В целом Петербург на 2–м месте после Москвы, в среднем занимает от 15 до 25% российского рынка, в зависимости от жанра и сеттинга", — рассуждает Сергей Зыков, директор по маркетингу компании "Иннова".
Несмотря на исход многих компаний, в городе до сих пор достаточно много разработчиков и издателей мобильных игр — в частности, Lesta Games и Tanks Blitz или разработчики мобильной стратегии Mushroom Wars. Но, по мнения ряда экспертов, считать город игровой столицей России было бы не совсем правильно.
Зыков оценивает объёмы российского рынка мобильных игр довольно скромно: до начала СВО он составлял примерно 2% от мирового, а сейчас примерно 0,5%. Впрочем, оценки крайне приблизительны. "Зачастую компании берут англоязычное название для простоты работы на глобальном рынке и поэтому их не идентифицируют как “своих”. Тем не менее целый ряд крупных компаний появился именно у нас. Это и Playrix с хитами Homescapes и Gardenskapes, входящая в топ–5 мировых компаний, и MyTona, Playkot, Game Garden… Перечислять можно долго", — прокомментировал он.
Андрей Битюцкий, директор Toggle games LLC, добавляет: уже давно довольно сложно определить, кто является именно петербургским игроком, кто российским, а кто зарубежным. "Как только компания находит свою нишу и вырастает, ей сложно работать и набирать кадры локально в одном городе. Из отличительных особенностей: в Петербурге всегда был свой хаб талантливых специалистов и IT–тусовка вокруг VK, а также его игрового подразделения — My.Games, которое недавно было продано. Но сильно выделить Петербург среди других городов я не могу. Много крутых студий начинали в Москве, Вологде и прочих городах России", — отмечает разработчик.

Третье место

В Петербурге есть большое сообщество разработчиков, которые поддерживают друг друга, а также начинающих и инди–разработчиков. Речь идёт о сообществе "Индикатор", которое проводит мероприятия и консультации для молодых студий и создателей игр различного плана, а также о сообществе разработчиков игр Indie Varvar’s.
В "Индикаторе" "ДП" рассказали, что являются площадкой для разработчиков игр, где можно обменяться опытом с коллегами, получить знания и навыки, посетить лекции и мастер–классы специалистов игровой индустрии, принять участие в джемах и хакатонах, а также найти сокомандников.
"Мы “третье место”, где разработчики могут общаться с единомышленниками, делиться новостями, прогрессом и советами. Каждый месяц проводим meet–up — большие встречи разработчиков. Зовём экспертов из индустрии, представляем игры. В принципе “Индикатор” выступает площадкой для нетворкинга", — прокомментировали в сообществе. Там позитивно смотрят на будущее рынка мобильных игр в России: "Он будет развиваться и расширяться, так как приносит больше денег, чем разработка только компьютерных игр. Также инструментов для создания мобильных игр и для их аналитики стало больше и они стали доступнее".

Качать не перекачать

Один из членов сообщества — Дмитрий Соснин, главный руководитель и основной разработчик компании 18th Of February. По его словам, он прицельно искал группы, где общаются между собой разработчики, чтобы попросить их протестировать свою игру. В "Индикаторе" он получил хорошую обратную связь и даже пару конкретных идей для улучшения и развития игры.
Соснин отмечает, что после февраля 2022 года многие разработчики столкнулись с трудностями, а сами пользователи при этом, наоборот, стали больше обращать внимание на внутренний рынок и российские игры. В конце мая он опубликовал игру Froggy Hops на платформах RuStor и NashStore. Выбор площадок объясняется тем, что там есть бесплатная публикация и нет санкций по отношению к российским издателям. "Если увидим, что игрой интересуются, будут увеличиваться скачивания и показатели рекламы, то, конечно, будем искать пути, как опубликовать в Google Play и Appstore. Но проблема в том, что там нужно платить $25. Российским разработчикам тяжело провести эту операцию в связи с санкциями и ограничениями по методам оплаты. Насколько я понял, единственный вариант — это иметь заграничный кошелёк, чтобы оплатить. Либо делать это через посредников. Также буду пробовать найти издателя, а там посмотрим. Всё зависит от активности пользователей", — поделился разработчик.
По этим же причинам сейчас сложно монетизировать мобильные игры. "Например, отпал вариант с монетизацией от сервиса admob. Есть ещё unityAds, но насчёт него пока сложно что–то сказать. В нашей игре реклама от unityAds, но с выплатами будет немного сложно. Ситуация нестабильна, и они тоже могут ограничить выплаты. Насчёт других способов монетизации особо не знаю, но это то, что важно лично для меня и нашей команды", — рассказывает Дмитрий Соснин.

Сменили прописку

Константин Сахнов обращает внимание, что практически все российские разработчики игр работают как на внутреннюю, так и на зарубежную аудиторию. Окупить разработку только на российском рынке для большинства продуктов невозможно. Поэтому основные площадки для публикации игр — это всё–таки Google Play, AppStore, Steam, EGS, а также российская VK.
Сергей Зыков замечает, что Google Play и AppStore хотя и ограниченно, но функционируют в России и являются самыми популярными в мире. Часть проектов сейчас уже издаётся на отечественных платформах RuStore и NashStore, но их доля очень мала на текущий момент.
"До недавнего времени практически все проекты ориентировались на глобальное оперирование и аудиторию по всему миру. Но после введения санкций те, кто сохранил ориентацию на рынки США и Европы, в основном сменили юрисдикцию и релоцировали большую часть сотрудников. Сейчас есть попытки работать только на локальный сегмент, но пока рано говорить об успехах или неудачах в этом направлении. Всё в стадии апробирования", — добавил он.
С ним солидарен Константин Сахнов. Самые крупные теперь уже бывшие отечественные игроки покинули страну. "Рынок разработки мобильных игр в России действительно был одним из крупнейших в мире. Сейчас его нет и его нужно создавать с нуля. Playrix теперь ирландская компания, MyTona — сингапурская. Компании поменьше релоцировались на Кипр, в Узбекистан, Армению, Грузию и другие близкие к нам страны. Сейчас разработчикам, желающим вести бизнес из России, как никогда важна поддержка, защищённость капиталов и создание привлекательного инвестиционного климата. У нас осталось хорошее образование и много талантливых IT–специалистов, готовых делать хорошие игры", — подчеркнул эксперт.
Андрей Битюцкий вспоминает, что студии Zeptolab и Playrix делали мировые бестселлеры. Herocraft сделала свою известную игру "Warhammer 40,000: Space Wolf" по лицензии. Но есть и удачные примеры продуктов, ориентированных сугубо на внутреннюю аудиторию. Например, студия KEFIR добилась первого большого успеха на интегрированной в соцсети игре "Тюряга".
"Рынок РФ по выручке от игр сразу за первой десяткой, на 11–м месте. Но мы всегда стабильно входим в топ–15. Хотя по сравнению со странами–лидерами — США и Китаем — наш рынок крайне мал, поэтому и околомиллиардных компаний у нас мало", — резюмирует он.
С одной стороны, несмотря на все ограничения, по мнению отдельных исследований, рынок показывает положительную динамику. При этом важно понимать суть тенденции атомизации рынка. Пока зарубежная индустрия идёт по пути взаимного проникновения (это снижение количества эксклюзивов мобильных платформ, возможность скачивать игры из сторонних источников и проводить платежи вне платформы), индустрия в России показывает обратную динамику. Для выхода на российский рынок сейчас разработчикам и издателям придётся либо выдерживать риск попадания под санкции, либо не издаваться в РФ, а работать только через зарубежные юрлица и на зарубежные рынки. Основной тренд 2022 года с точки зрения мобильной разработки — закрытие российских юрлиц. Покупательная способность аудитории почти не изменилась с учётом разнообразных вариантов обхода платёжных ограничений, но вакансий стало меньше, и не многие планируют издаваться в российском магазине приложений.
Кирилл Ляхманов
главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании "ЭБР"
Есть проблема с публикацией российских мобильных игр на зарубежных платформах, но я бы назвал её детской. Если разработчик не может открыть в другой стране карту и оттуда заплатить взнос за публикацию — это странно. Взнос не обязательно должен идти от юрлица. Я бы не сказал, что это глобальная проблема. Разработчикам игр это не должно мешать. У нас прогнозы, наоборот, весьма позитивные — мы ожидаем рост рынка мобильных игр. Он будет обусловлен тем, что большое количество развлечений в стране стало недоступно — новые фильмы, сериалы, музыка. При этом люди всё равно проводят достаточно большое количество времени в виртуальном мире, и игры являются одним из вариантов такого времяпрепровождения. К тому же я бы назвал его более активным, нежели просмотр фильмов или прослушивание музыки. Для новых разработчиков есть простор, раз рынок растёт. Но важно понимать, что инвесторы вкладываются в те игры, которые уже известны на рынке. Начинающие разработчики будут подходить более осторожно к выходу на рынок. Но опять подчеркну — есть области экономики, которые вообще не показывают рост, а игровая индустрия расширяется, поэтому для новых игроков это позитивный момент.
Денис Кусков
генеральный директор Telecom Daily