Федеральная ГК "А101" вышла на петербургский рынок жилищного строительства в прошлом году, заявив сразу несколько крупных проектов освоения территорий. О текущей ситуации в отрасли, дальнейшем развитии и спросе на жильё "ДП" поговорил с директором по региональному развитию компании Вячеславом Семененко.
Ключевая проблема рынка сегодня — спрос. Как вы планируете продавать квартиры в сложившихся условиях?
— Я бы не сказал, что рынок жилищного строительства переживает период какого-то острого кризиса, в петербургской агломерации я не вижу критичного снижения покупательской активности — люди продолжают приходить в офисы продаж, изучают предложение. Нужно признать, что с января по апрель мы действительно видели небольшое охлаждение рынка. В начале года оно было связано, в первую очередь, с изменениями на ипотечном рынке — после ставок в 0,01% годовых психологически сложно согласиться даже на 3%, которые предлагались по программам господдержки в начале 2023 года. Хотя в реальности это всё равно очень хорошие условия, заметно лучше, чем даже в 2020 году, когда господдержка только появилась.
В апреле и мае мы фиксировали некоторую турбулентность рынка, которая может быть объяснена традиционным сезонным спадом и не является какой-то устойчивой рыночной тенденцией. Думаю, что в первые летние месяцы ипотечный рынок перестроится, покупатели привыкнут к новым условиям и, в целом, спрос начнёт выравниваться.
Вячеслав Семененко, директор по региональному развитию ГК "А101"
Мы видим, что реальная потребность в улучшении жилищных условий сохраняется на высоком уровне и устойчивые проекты, обеспеченные качественной инфраструктурой, так или иначе найдут своего покупателя. Даже сейчас, в условиях некоторой неопределённости на рынке, люди выходят на сделки, в основном приобретаются большие квартиры семейного формата. Уникальность нынешней ситуации в том, что нам, напротив, приходится искать возможности стимулировать инвестиционный спрос на небольшие лоты. И качество девелоперских проектов, как ни странно, не является единственным "триггером" для принятия решения о покупке.
Дело в том, что у инвесторов сильно изменились критерии выбора. Раньше они самостоятельно оценивали проекты и их потенциал, пытались высчитать рост стоимости квадратного метра в пятилетний период. Но теперь всё решает низкая цена, поэтому нам для привлечения инвесторов нужно выдержать баланс цены, сохранив при этом заявленное качество проектов.
Важным стимулом для спроса в этом году, на мой взгляд, станут совместные ипотечные программы, той же траншевой ипотеки, программ "проценты за наш счёт" на определённый период и т.п. Доля ипотеки в структуре сделок выросла до 92% и в данный момент это скорее позитивный момент, поскольку рынок предлагает достаточно гибкие инструменты кредитования вроде отсрочки первого взноса или минимальной ставки на весь период строительства дома.
Появление новых инструментов продаж помогло нарастить и темпы реализации — в марте 2023 года число сделок на рынке первичного жилья в Ленинградской области увеличилось сразу на 37% по сравнению с февралём текущего года.
Но в любом случае колебания, даже если они "в плюс", не самая оптимальная ситуация. Для девелоперов, и тем более для банков, наилучшим вариантом является прогнозируемый спрос, каким бы он ни был. У девелоперских проектов довольно долгий жизненный цикл, от трёх до пяти лет. Точный расчёт финансовой модели, чтобы получить проектное финансирование от банков, требует предсказуемости спроса именно на этот период.
Как сейчас развивается бизнес компании в Ленинградской области, пришлось ли корректировать свои планы или сроки их реализации с момента анонса и старта продаж первых проектов?
— Нет, мы продолжаем работать согласно сформированному плану реализации наших проектов в петербургской агломерации, у нас нет необходимости корректировать проекты или темпы строительства. Вместе с тем, мы всегда держим руку на пульсе рыночной ситуации, постоянно анализируем конъюнктуру: смотрим объём продаж, миграцию спроса в локациях.
Прежним остался и подход к работе с территорией, на которую мы смотрим более масштабно, участвуя в развитии локации далеко за пределами "красных линий" своих проектов. Безусловно, эта работа ведётся совместно с органами местной власти. Например, во Всеволожске мы взяли на себя задачу по формированию связей между жилым районом "А101 Всеволожск" с соседними локациями, существующей здесь транспортной инфраструктурой, парковыми и природными зонами в городе и за его пределами. Этот процесс уже начат, идёт проработка юридической базы для работ на городской территории, проектирование и бюджетирование. К моменту заселения первых домов наш проект должен быть интегрирован в сложившуюся городскую среду.
По такой же схеме ведётся работа и в Лаголово, здесь также будем логически увязывать внутреннее благоустройство с окружением проекта. Такая интеграция, на мой взгляд, невозможна без обратной связи от местных властей и жителей районов, граничащих с территорией будущей застройки. У нас получилось выстроить такой диалог на состоявшейся накануне встрече в Красном Селе.
На ней мы, помимо прочего, объяснили жителям, как будет улучшаться транспортная инфраструктура в локации. К 2025 году должно быть расширено Таллинское шоссе. Кроме того, существует трассировка легкорельсового транспорта от Петербурга в сторону Красного Села.
Другой важный вопрос — создание социальной инфраструктуры. В первых очередях жилого района "А101 Лаголово" мы построим детский сад, а затем — школу на 925 мест, планируем возвести поликлинику на 581 посещение в день. Эти планы также сохраняются, в том числе и в части сроков реализации.
Дальнейшие развитие, новые проекты в регионе сейчас планируете? В сентябре говорилось, что
ГК "А101"
создаст в Ленобласти бизнес равный по объёму бизнесу в Москве. Эти планы тоже в силе?
— У нас действительно достаточно масштабные планы развития в петербургской агломерации, но нужно понимать, что выход на показатели Москвы займёт не один год и для этого потребуются значительные финансовые и организационные ресурсы. Мы планомерно движемся к тому, чтобы не только нарастить присутствие Группы в квадратных метрах, но и получить преимущество в борьбе за покупателя благодаря уникальности нашего продукта и подходам к формированию городской среды.
Мы очень тщательно прорабатываем продукт в Лаголово и Всеволожске, на этих пилотных для нас в регионе проектах нам нужно выстроить все бизнес-процессы, подойти к пониманию их наполнения, функционала и архитектурного облика. Например, в Москве наши проекты легко узнаваемы, но становление бренда ГК "А101" предваряла стадия долгой кропотливой работы по формированию определённых ценностей, которые отражены и в облике районов, и в многочисленных сценариях жизни, которые мы в них предусматриваем. От этого зависит функциональное наполнение дворов и общественных пространств, общий дизайн-код территории, подход к формированию сопутствующей инфраструктуры.
Всё это нам предстоит сделать теперь и в Ленинградской области. Мы не можем просто взять и пересадить свой опыт в новый регион присутствия — нам самим нужно пройти определённую корректировку сознания, чтобы лучше понимать жизненный уклад и привычки людей, которые живут в Петербурге, особенности развития малого и среднего бизнеса, который должен заполнять первые этажи сразу после сдачи проекта.
Уже сейчас мы формируем собственные стандарты городской среды именно под петербургскую агломерацию, и особое внимание уделяем в первую очередь привычным и комфортным для жителей региона пространствам.
Кроме того, как и в Москве, в Ленобласти мы максимально нацелены на создание значимых мест приложения труда. Это направление не ограничивается рабочими местами в объектах сопутствующей инфраструктуры. Нам интересны в равной степени проекты, привлекающие как квалифицированные кадры, так и предпринимателей, занятых в сфере производства, конструкторских разработок, инжиниринга и т.п. Поэтому в проработке у нас находятся и деловые центры, и очень востребованные сегодня проекты light industrial — 2022 год показал серьёзный дефицит таких помещений, который в принципе влияет на экономический потенциал всего региона, на развитие среднего бизнеса.
Если говорить в целом, то каким вы видите дальнейшее развитие рынка с точки зрения вашего опыта в строительной сфере и с точки зрения законов экономики? Можно ли ожидать его существенного передела?
— Я бы отметил, что в 2022 году девелопмент показал достаточно высокий уровень устойчивости. Были опасения по поводу дефицита материалов и оборудования, но цепочки поставок оперативно перестроены. Сотрудники московского офиса в самом начале весны развернули оперативную работу в Турции и Китае — сами ездили по производствам в поисках качественных аналогов тех материалов, производители которых прекратили работу в России. Не было и серьёзного кадрового голода.
Не думаю, что есть предпосылки для передела рынка. Ряд компаний, заявивших об уходе, не являлись системообразующими для отрасли и не занимали существенную долю. Крупные игроки, имеющие хороший земельный банк и финансовые резервы, предлагающие рынку качественный, узнаваемый продукт, сохранят лояльную аудиторию. Допускаю, что вывод новых проектов может быть менее оперативным, чем в предыдущие годы. Сейчас время аккуратных стратегий — все работают с оглядкой на уровень спроса и реальную покупательскую способность населения. Например, проекты комплексного освоения территорий ГК "А101" в Ленобласти рассчитаны на 10 лет, и у нас есть возможность гибко выстраивать девелоперский процесс — корректировать сроки вывода в продажу того или иного объёма нового предложения.
Как текущая ситуация скажется на качестве строительства и благоустройства, концепций проектов? На чём участники рынка будут экономить и где этого сделать не получится?
— Сейчас на рынке действительно есть соблазн начать быстрее продавать более простой продукт. Сделать более мелкую "нарезку" квартир, сократить расходы на благоустройство и элементы комфортной среды проектов. Такая тактика, напоминающая подходы к девелопменту середины 2000-х, допустима для тех, кто не планирует работать на рынке "в долгую". Можно быстро построить и быстро продать, но, наверное, не более одной-двух очередей, потом репутация жилого комплекса просто обрушит продажи. Сегодня покупатель жилья привык к полному набору городских сервисов уже со старта проекта, понимает какой уровень комфорта ему нужен, какой социальный состав для него допустим и даже какая плотность населения в ЖК.
В наших проектах мы делаем ставку на двух-трёхкомнатные семейные квартиры, что предполагает долгий период проживания. "Семейность" снимает постоянную миграцию арендаторов и даёт нам более бережное отношение к общему имуществу дома и, в конце концов, создаёт особую экологию жилой среды. Ни в одном из наших проектов мы не меняли изначально заложенное инфраструктурное наполнение — эти объекты, включая необязательные, вроде соседских центров и пешеходных бульваров, будут сдаваться в срок или опережающими темпами. Это один из важных инструментов и стимулов продаж.
Более того, мы смотрим на разные форматы жилья для расширения нашей продуктовой линейки, и всегда анализируем проекты с точки зрения лучших отраслевых решений, а не уровня себестоимости. Сейчас, например, оцениваем рынок малоэтажного жилья.
Мы выстраиваем долгосрочную стратегию присутствия на рынке региона, в ближайшие 10 лет нам нужно продать около миллиона квадратных метров жилья. Если мы будем пытаться принимать сиюминутные решения, добавлять или выбрасывать что-то из проектов, то эта история просто рассыпется. Такие примеры уже есть на рынке.