Масштабируя экоответственность: акция "ДП" объединяет всё больше организаций

Автор фото: Сергей Ермохин

Проактивная позиция не заразительна сама по себе — и "Деловой Петербург" задействует все доступные инструменты, чтобы увеличить круг тех, кто создаёт благоустроенное будущее города здесь и сейчас. Но особое значение в этой работе получила акция-символ "Аллея Бизнеса".

"Как здесь будет красиво!" — "Уже красиво!" Это восклицания прохожих, прогуливающихся в Пулковском парке, в парке Городов-героев вдоль Аллеи Бизнеса, где буквально 5 минут назад закончили высадку ещё 28 краснолистных клёнов представители власти, ведущих компаний региона и творческого сообщества. За 5 лет деревьями полностью была облагорожена одна часть этой длинной аллеи — в 2023 году приступили к озеленению на новом участке.
И в ходе церемонии награждения участников мероприятия памятными дипломами администрация Московского района намекнула на то, что муниципальному образованию не помешали бы и другие зелёные пространства, к созданию которых могло бы приложить руку это объединённое "Деловым Петербургом" сообщество неравнодушных к будущему города.
Была высказана и ещё одна идея: на каждой из аллей установить малые архитектурные формы (МАФы) с QR-кодом, которые позволят узнать историю создания самого объекта, а также о тех, кто принимал участие в акции. Главная задача — продемонстрировать, что это не разовое мероприятие, а планомерная работа по благоустройству территории, и она привлекает всё больше и больше предприятий региона. Что является абсолютной правдой: за 5 лет в акции участвовали около 100 компаний. "Аллея Бизнеса" собрала пул постоянных "экодружин" — и список всё время пополняется. И это, кстати, в прямом смысле выбито на камне: здесь есть табличка с названиями предприятий, которые помогали озеленять парк.
Впрочем, все поступающие предложения — уже следствие успешно реализованной идеи. Что доказывает: в экодвижении важно сделать правильный первый шаг. А дальше смыслы будут нанизываться и разрастаться, как деревья на Аллее Бизнеса.

Зелёное будущее

Концепция озеленённого пространства, формирующего образ ответственного бизнес–сообщества, появилась у "Делового Петербурга" в год 25-летия издания — и первая акция была проведена в рамках юбилейных торжеств. Печатная версия выходит на бумаге — и здесь выбор экоактивности со стороны редакции был символичен, понятен и оправдан. Кроме того, журналисты, будучи в эпицентре актуальных повесток, прекрасно осознают потребности города. Петербургу нужны зелёные пространства — и здесь вклад каждого сложно переоценить. Хотя, конечно, процесс должен быть управляемым и согласованным с муниципалитетом.
Акцию "Делового Петербурга" всегда поддерживают региональные власти. В 2023 году в посадке деревьев приняли участие заместитель главы администрации Московского района Санкт-Петербурга Евгения Цырулёва, руководитель пресс-службы комитета по благоустройству Петербурга Сергей Касаткин, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Макаров, глава муниципального образования "Московская застава" Юрий Докукин, директор Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия "Южное" Оксана Гусева.
Коррелирует концепция проекта и с популярной в последнее время аббревиатурой ESG, что также важно для бизнес-сообщества. Впрочем, пионеры в части продвижения "зелёного" тренда в Петербурге и в России всегда поддерживают экоинициативы "Делового Петербурга".
Так, генеральным партнёром мероприятия "Аллея Бизнеса" уже не первый раз выступил холдинг Setl Group, где также отмечают, что в последние годы деловое сообщество в принципе активно действует в рамках "зелёной" повестки. И события 2022 года не развернули этот тренд вспять.
Происходит взросление бизнеса. Раньше ESG–повестка была в большей степени данью европейской моде и условием выгодных зарубежных инвестиций. Не все отечественные предприниматели понимали, что это, зачем нужно. Сейчас времена другие, сложные. Но тренд в России, к удивлению, только усилился. В отличие, кстати, от Европы, где следование принципам устойчивого развития стало не таким уж устойчивым. У нас эти инициативы начинают проявляться автономно, внутри страны, и это очень позитивный, здоровый тренд. Мы стали больше задумываться о своём будущем, о будущем окружающей реальности. Поэтому всё больше людей, частных и государственных организаций стали говорить о важности экологических и социальных инициатив. У нас их очень много, но можно условно их поделить на два больших блока — внутренние и внешние социальные программы. К первым относятся многочисленные программы здорового образа жизни для сотрудников, экологического воспитания, системы роста, мотивации, практики поддержки сотрудников в трудных жизненны ситуациях. Недавно запустили проект "клуб волонтёров Setl Group", он оказался очень востребованным. Что касается внешних инициатив — они нацелены на улучшение жизни граждан в целом, в первую очередь, в нашем родном городе. Развиваем различные программы улучшения городской среды, внедряем в жилых комплексах современные стандарты экологичности и эргономики SetlGreen, реализуем целую систему мероприятий по экологии и добрососедству для жителей наших домов SetlGreenDay, в том числе, отдельное внимание уделяем вовлечению детей в различные акции добра.
Инга Ярош
директор по коммуникациям Setl Group
По словам вице–президента Группы "Эталон" по региону Санкт-Петербург Сергея Титаренко, "Аллея Бизнеса" уже встроена в календарь событий компании, которая стала официальным партнёром проекта в 2023-м: в мае обязательным пунктом является посадка деревьев в Пулковском парке, в парке Городов-героев. "Приятно осознавать, что мероприятие, участником которого мы являемся уже 5 лет, находит большой отклик в сердцах жителей города и бизнес-сообщества, — добавила директор по персоналу Группы "Эталон" Наталья Танаева. — Отношение нашей компании к социальным инициативам можно выразить одной фразой: люди строят для людей. Мы создаём комфортное жильё — но не только комфортную среду, а новое качество жизни. Мы уже долгое время поддерживаем экологические, спортивные, образовательные инициативы. Это инвестиции: в наш город, в его красоту, в хорошее и полезное времяпрепровождение людей. Но кроме того, это позволяет нам иметь сплочённую команду единомышленников, а это, безусловно, то, что необходимо компании, чтобы двигаться вперёд".
Такие акции, как "Аллея Бизнеса" позволяют компаниям региона снова и явно выражать свою ответственную позицию. А ещё — творить будущее в партнёрстве. Ведь мероприятия "Делового Петербурга" всегда являются площадкой для продуктивного нетворкинга.

Экология бизнеса

Представители предприятий, участвовавших в акции в 2023 году, отметили, что такая инициатива делового издания является по–настоящему вдохновляющей. Особенно это касается тех компаний, которые готовы активно участвовать в благоустройстве города, различных мероприятиях — но внутренней системой пока не предусмотрена организация внешних масштабных экопроектов.
Так, например, генеральный директор компании "Бетоника" Ирина Белынская рассказала, что "Аллея Бизнеса" стала первым мероприятием экологической направленности, к которому присоединились сотрудники предприятия, — и теперь они планируют участвовать в акции на регулярной основе. Тем более Пулковский парк является "домашним" для предприятия.
Многие участники проекта пообещали время от времени прогуливаться по аллее и наблюдать за тем, как приживаются высаженные ими красные клёны. Деревья, кстати, сами по себе являются в данном случае символом крепких партнёрских отношений между предприятиями: саженцы для Аллеи Бизнеса выращены в питомнике декоративных растений "Алексеевская Дубрава", который входит в Группу компаний "ЯДРО", "зелёную" экосистему, осуществляющую комплекс услуг по строительству, благоустройству, озеленению частных и общественных территорий.
Некоторые участники в идее акции увидели связь не только с будущим, но и с прошлым. "Вдвойне приятно мне и моим коллегам участвовать, поскольку мы — коренные ленинградцы и дерево ассоциируется с поколением, семейственностью, — заметила Наталья Сухарева, партнёр управляющей компании "Свиньин и Партнёры". — Наши родители, наши дедушки и бабушки в разное время в городе Ленинграде также участвовали в проектах по высадке деревьев, в частности в парке Победы. Мы надеемся, что Аллея Бизнеса в будущем будет радовать наших детей, внуков, правнуков, жителей Санкт-Петербурга".
И таких мостиков к более экологичному будущему будет становиться больше. В этом смысле акция "Делового Петербурга" становится отражением и символом настроений в обществе. "Мы видим сегодня наших партнёров, которые объединены этой самой идеей экологичности — не только в экологии, а в какой–то чистоте, в ценностях, объединяющих всех жителей нашей страны", — замечает президент Группы компаний "ЯДРО" Алексей Крюков.
Собственник ГК "Арасар" Александр Штарёв замечает: "Общество становится сознательнее, развивается в этом направлении. Нужно чуть чаще говорить, чуть больше думать, чуть чаще делать в направлении окружающей нас природы. И она ответит нам взаимностью".
В этом смысле акция "Аллея Бизнеса" как прекрасный инфоповод отлично отрабатывает эту функцию, также материалы в рамках проекта "Зелёная экономика" популяризируют саму тематику, дают актуальные сведения, формируют полную картину процессов ESG-трансформации в Северной столице, стране и мире в целом.
Впрочем, в части экологизации общества всё начинается с самого человека, отмечает сооснователь Первой сувенирной компании Денис Алексеенко. И внутренняя статистика компании показывает, что тенденция осознанности становится всё устойчивее в коммерческом секторе, — так, всё больше компаний обращает внимание на корпоративные подарки, созданные с учётом экотрендов.
"Аллея Бизнеса" становится тем особым мероприятием, где в атмосфере праздника этот новый масштаб нарастающей ответственности общества приобретает зримые очертания. А кроме того, здесь бизнес делится своим опытом в реализации социальных и экологических проектов. Так, например, Лилия Миндерова, соучредитель группы компаний "Эн-Системс", отмечает, что нередко подобные проекты инициируют сами сотрудники, а предприятие берёт на себя организацию.
В группе компаний "Эн–Системс" много разнообразных инициатив. В первую очередь, это собственный благотворительный фонд, который занимается адаптацией воспитанников детских домов и их дальнейшим трудоустройством. На протяжении 7 лет мы курируем два детских дома в Ленинградской области. Кроме того, в компании действует экологический регламент. Все наши принципы и мероприятия в рамках программы ответственного потребления и сокращения ущерба экологии собраны в удобные документы. И нам кажется, что сейчас особенно важно, чтобы каждый нашёл для себя подходящий способ заботы об окружающей среде, а разумное потребление стало хорошей привычкой. Если говорить кратко, то документ охватывает несколько ключевых направлений: экология офиса, сортировка отходов для их дальнейшей утилизации, продвижение и поддержка экологических проектов сотрудников, например, ежегодно в мае мы высаживаем саженцы на территории Приморского района в районе своего офиса. Экологический регламент — это живой документ, он обновляется по мере развития нашей деятельности. Везде, где мы — как бизнес — можем проявить социальную ответственность, мы стараемся это делать. Для меня же, как для руководителя бизнеса, очень приятно, что люди 100% откликаются и активно участвуют в мероприятиях экологической или социальной направленности. Более того, сотрудники зачастую являются сами инициаторами подобного рода проектов, и компания с удовольствием их поддерживает.
Лилия Миндерова
соучредитель группы компаний "Эн–Системс"

Всё в рост

Для многих предприятий "зелёная" повестка является и вовсе основой для успешного развития бизнеса. "Мы работаем с технологическим оборудованием — и сейчас с этим веянием вводим достаточно много новой продукции, которая влияет на экологию. Это и уменьшение выбросов в окружающую среду, уменьшение потерь и бережное отношение к пищевому продукту, энергоэффективность, что, конечно же, влияет на много факторов", — рассказывает Владимир Выборнов, коммерческий директор компании "Альфа Л Сервис".
В своих проектах Omega.Future, российский разработчик IT–решений для комплексной цифровой трансформации, также обращается к принципам ESG. И в акции "Делового Петербурга" участвует не первый раз — это возможность поддержать ESG-инициативу и дать понять, что бизнесу небезразлично всё, что касается на сегодняшний момент экоповестки, говорит генеральный директор компании Ярослав Алейник. "Если мы не будем сохранять экологию сейчас, то нашим детям достанется мир, полный проблем, над исправлением которых им придётся очень много работать, а хотелось бы, чтобы этот мир был лучше, красивее и доставлял больше удовольствия. Необходимо понимать, что всё, что мы делаем с природой, оказывает влияние на нашу жизнь и жизнь будущих поколений", — добавляет он.
С такой позицией бизнеса также соглашаются на предприятии "Российские сети вещания и оповещения". А Светлана Хюннинен, заместитель директора трактира "Хлебниковъ" напомнила и ещё об одной стороне вопроса: "Сейчас инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом, а так как мы за развитие, то для нас это очень важно".
И даже изначально созданные экоориентированными предприятия "усиливаются" в этом направлении — например, компания "Савонри", которая создаёт натуральные средства по уходу за кожей и волосами.
Мы с самого начала своей деятельности были ориентированы на производство эко-продукции. И продолждем усиливать акцент на этой сфере. Наше предприятие занимается раздельным сбором отходов и сдачей в переработку пластика, металла, стекла и макулатуры. В процессе производства косметики мы используем натуральные биоразлагаемые ингредиенты, в основном растительного происхождения, не наносящие вреда окружающей среде. С 2020 наше производство проходило европейскую сертификацию Ecocet. Кроме того, наша компания с самого основания была социально ориентирована. Мы давно сотрудничаем с ЦСРИ и ДИ Невского района, РПЦ, с фондом "Милосердие детям", участвуем в благотворительных мероприятиях приюта для животных "Путь домой". Также у нас на предприятии имеется программа по социальной поддержке сотрудников.
Евгений Казаринов
генеральный директор компания "Савонри"
А другая компания, которая также работает в этой сфере, GEDONIST, сегодня активно занимается пропагандой Zero Waste среди предпринимателей. "Когда мы говорим с вами про бизнесменов — это более взрослая прослойка населения, которая гораздо более чутко понимает ответственность и возможность участия в общественных процессах. Конечно, мы до сих пор не ожидаем этого от потребителя наших товаров и берём эту инициативу на себя", — объясняет основную идею инициативы создательница бренда Рада Русских.
Весь тот спектр факторов, о которых говорят участники акции в 2023 году, и раскручивает маховик экологических проектов и активностей бизнеса. А площадки для диалога между бизнесом, властью и общественностью позволяют придать им ускорение, что благотворно сказывается на развитии Петербурга, его озеленении.
На протяжении последних 5 лет вклад в экологическое благополучие города утверждают минимум два мероприятия в год, организуемые "ДП": посадка деревьев в мае и субботник в Пулковском парке осенью, чтобы обеспечить комфортную зимовку клёнам. И именно акция "Аллея Бизнеса" стала первым "юбилейным" событием, ознаменовавшим 30-летие ведущего делового издания региона. Мероприятие, дарящее улыбки и нацеленное на экологически благополучное будущее города. Проект — символ ответственности и развития.