Градус с доставкой на дом: для запуска онлайн–продажи алкоголя почти всё готово

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Торгово–промышленная палата обратилась в Совет Федерации с призывом срочно принять полноценный закон об онлайн–торговле алкоголем. Обсуждения этого вопроса ведутся с начала года, но правительство пока не уверено, что нужно спешить, и предпочитает тестировать. С 1 ноября 2023 года трёхлетний эксперимент по дистанционной торговле алкоголем запустит "Почта России". Пользователи из Москвы и Подмосковья смогут оформить заказ через сайт, но доставка товара будет возможна "не менее чем через 24 часа" до заказчика или почтового отделения. Получение по паспорту. И конечно, 18+.
К продаже по почте разрешены вина с виноградников России и государств — членов Евразийского экономического союза. Эксперты считают, что значимой конкуренции российским винам продукция ЕАЭС не составит, спрос могут иметь разве что экзотические сорта винограда из Армении. К слову, армянский алкоголь мог бы посоревноваться с отечественным в другой весовой категории, но коньяк через "Почту России" пока продавать не планируется, да и новость о вероятном прекращении экспорта "Арарата" в Россию делает этот вопрос неактуальным.
Главный аргумент за легализацию онлайн–продажи алкоголя — критическая доля теневого рынка. По ряду оценок, объём торговли спиртным в сети достигает 30 млрд рублей в год. Но для эффективной борьбы с беззаконием придётся изобрести более удобные инструменты как для потребителя, так и для поставщика. Насколько сильно нужно любить вина отечественного производства или лениться дойти до алкомаркета в соседнем доме, чтобы сутки ждать почтальона?
В разговорах о технике онлайн–продаж алкоголя вспомнили и о "Госуслугах". Ассоциация компаний интернет–торговли предложила после верификации личности на сервисе отправлять покупателю QR–код, по которому его опознает курьер при доставке. Но и эти меры кажутся избыточными. По мнению экспертов, все необходимые нормы по продаже алкоголя уже есть в законодательстве, осталось лишь дописать слово "онлайн". В таком случае продажи, вероятнее всего, перейдут под крыло маркетплейсов. "Яндекс" уже подтвердил возможность интеграции с сервисами ЕСИА и ЕГАИС, через которые можно провести проверку возраста и отследить перемещение продукции до потребителя.
Регулирование алкогольного рынка всегда было для России специфической задачей. Но судя по настрою властей, опасения, что возможность покупки спиртного в сети приведёт к росту его потребления и правонарушениям, уже не имеют особого веса. Сейчас важнее решить, как совместить экономическую выгоду и госконтроль.