Первый урожай: стивидор порта Высоцк укрепил позиции на Балтике

Автор фото: DHOLDING.RU
Проектная мощность нового терминала — 4 млн тонн зерновых грузов в год.

В Высоцке заработал специализированный зерновой терминал.

В новом терминале в порту Высоцк начались отгрузки зерна, сообщила Федеральная таможенная служба РФ 27 апреля. Оператор терминала — ООО "Порт Высоцкий" — стал первым игроком на Северо–Западе, запустившим специализированные мощности для перевалки зерна.
Как сообщает петербургский филиал ФГБУ "Центр оценки качества зерна", 27,4 тыс. тонн пшеницы из Высоцка направились в Тунис. По данным центра, общий экспорт российского зерна в республику за текущий сельскохозяйственный год составил 300 тыс. тонн, что в 2 раза больше объёмов сезона 2021–2022 годов.
До текущего года стивидор "Порт Высоцкий" специализировался на работе с углём. По итогам 2021 года (последние доступные данные ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря") в терминале обработали 4,3 тыс. тонн угля, что составляет чуть более четверти грузовой базы порта Высоцк. Остальное занимают нефтепродукты, переваливаемые на терминале ООО "РПК–Высоцк “Лукойл–II”", и СПГ с завода "Криогаз–Высоцк" ПАО "Новатэк".
О возможной переориентации угольных мощностей в Высоцке на работу с зерном стало известно ещё в 2020 году — о проекте задумались на фоне снижения мирового спроса на ископаемое топливо. Официально новый терминал мощностью 4 млн тонн анонсировали в апреле 2021 года, пообещав ввести его в строй до конца 2022–го. Получилось с задержкой почти 5 месяцев.
"Порт Высоцкий" вовремя успел занять зерновую нишу на Балтике, запустившись раньше конкурентов. По соседству с ним свою инфраструктуру аналогичной мощности строит ООО "Высоцкий зерновой терминал" "Технотранса". Два этих проекта даже встречались в судах из–за спорного участка земли.
"Технотранс" планировал запустить свой комплекс в 2023 году, но в конце 2022–го стало известно о сдвиге проекта как минимум на год. Среди причин — как отсутствие прав на аренду земли, за которую "Технотранс" продолжает бороться в суде, так и невозможность достичь договорённости с АО "ЛОЭСК" о технологическом присоединении.
Совокупная мощность всех готовящихся сегодня зерновых проектов на Балтике превышает 30 млн тонн. Инфраструктура портов Азово–Черноморского бассейна, через которую идёт основной экспорт отечественной сельхозпродукции, сейчас способна принимать свыше 60 млн тонн зерна ежегодно, причём дефицита мощностей не наблюдается. Ранее некоторые аналитики высказывали мнение, что реализация всех планируемых проектов на Северо–Западе может привести к избытку мощностей в регионе, поэтому своевременный пуск комплекса ООО "Порт Высоцкий" поможет стивидору закрепиться в отрасли — а его "догоняющим" конкурентам уже придётся сложнее.
При этом "Порт Высоцкий" необязательно должен сокращать объёмы перевалки традиционного для него угля, даже несмотря на эмбарго со стороны ЕС. Как указывает директор аналитического центра "ДОРН" Андрей Карпов, сегодня и зерно, и уголь примерно одинаково востребованы, а топливо также может поставляться в Африку.
Владельцем 60% ООО "Порт Высоцкий" выступает бизнесмен Владимир Поляков, ещё 40% компании в собственности Тамаза Цквитишвили, который в разное время владел недвижимостью в Грузии и оператором терминала в морском порту Поти. До июня прошлого года собственники компании скрывались за кипрским офшором и достоверно известны не были.
В 2018 году Федеральная антимонопольная служба разрешила приобрести 50% стивидора миллиардеру Тимуру Кулибаеву, зятю первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Но, судя по всему, сделка не состоялась. Причины того, почему казахстанский капитал не закрепился в портовом бизнесе Ленобласти, не раскрывались.