Брюки превращаются: петербургские ТЦ заполнились одеждой российских брендов

Российские fashion–бренды занимают место ушедших международных компаний. Открывают новые магазины и расширяют площади как крупные производители одежды, так и небольшие региональные фирмы. При этом покупатели стали чаще покупать одежду в онлайне.

За последние полгода fashion–рынок Петербурга претерпел много изменений. Меняется география поставок, бизнес ищет новые пути развития, а покупательская модель поведения стремительно смещается в сторону онлайн–каналов. В связи с этим остаётся туманным будущее торговых центров, которые лишились крупных зарубежных арендаторов и теперь вынуждены искать бренды, которые смогут не просто занять освободившиеся площади, но и стать эффективными точками притяжения для посетителей.

Нелёгкий выбор

В I квартале 2023 года в торговых центрах Петербурга открылось более 40 новых магазинов и заведений общепита, что на 25% больше, чем в I квартале прошлого года, выяснили в Nikoliers. Также около 30 торговых точек будут открыты в ближайшее время.
Активизировались в основном российские бренды. Так, в Nikoliers отмечают, что Melon Fashion Group планирует запустить новую сеть магазинов Idol, которая будет специализироваться на одежде категории "доступный премиум".
За первый год работы планируется открыть до 50 объектов.
Российский ретейлер Lady & Gentleman City запустит новую сеть магазинов под брендом Just Clothes, где ассортимент будет включать в себя доступную одежду для мужчин и женщин. В 2023 году запускаются мультибрендовые магазины "Ремарк". Первый уже заработал в Outlet Village "Белая Дача" в Москве, далее в планах — выйти в Петербург. При этом заметна тенденция роста площадей, арендуемых крупными российскими fashion–брендами.
"Если раньше Melon Fashion Group открывали небольшие магазины, то сейчас они арендуют площади до 1 тыс. м². Например, в “Жемчужной плазе” вместо большого магазина Mango открылся Befree. Сеть Sela также начнёт открывать большие по их меркам точки. Стоит отметить активное развитие Kari, Zenden. Вместо Uniqlo в Петроградском районе откроется огромный магазин Gloria Jeans. Эта сеть давно не открывалась в стрит–ретейле. Другие компании начинают открывать дополнительно детские направления, если их раньше не было", — рассказывает руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова.
В пресс–службе Melon Fashion Group "ДП" сообщили, что на сегодняшний день компания подписала договоры аренды на 120 торговых объектов ушедших иностранных брендов в 42 городах России. 50 из них уже открыты. "Помимо этого мы осваиваем новые города и знаковые торговые центры, а значит, общее число открытий по итогу года будет ещё больше. В 2022 году Melon Fashion Group открыла и релоцировала на большие площади более 135 торговых объектов", — добавили представители компании.
В ТРЦ "Галерея" начали работу торговые точки брендов одежды Anna Pekun (Петербург) и 2Mood (Подмосковье). На рынок Северной столицы также хлынули бренды из разных регионов страны. Например, в I квартале открылся магазин Noun из Волгограда. Компания заняла помещение в ТРК "Европолис", в котором раньше располагался магазин Monki шведской компании H&M Group. Полина Фиофилова отмечает, что бренды из регионов открывают магазины на Невском проспекте и Большом проспекте П. С. На последнем, в частности, открылся бренд Oxouno (Таганрог).
Собственники изменили отношение к таким арендаторам, это произошло даже в топовых локациях.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отмечает, что основной спрос на торговые площади формируется сейчас за счёт сетевых ретейлеров. В основном крупных российских и иностранных, которые остались на рынке, например United Colors of Benetton, Terranova, Calioppe, LC Waikiki, Koton, tezenis, intimissimi и других. Также активно развиваются российские мультибрендовые магазины и универмаги российских дизайнеров.
При этом зарубежные бренды продолжают передавать свои активы и открываться под новыми вывесками. Так, вскоре в Петербурге начнут работу бывшие магазины группы Inditex, российский бизнес которой приобрела ливанская группа компаний Daher. Новые торговые точки должны открыться в мае под названиями Maag, Dub, Ecru, Vilet.
Евгения Хакбердиева считает, что успешность переоткрытия брендов Inditex будет зависеть от маркетинговой поддержки ребрендинга, интересности коллекции и ценовой политики. На рынке ощущается дефицит брендов, так как российский потребитель уже привык к их широте, разнообразию ассортимента, поэтому возврат брендов даже под новым именем — это позитивный тренд.
Также СМИ сообщали о том, что вскоре могут возобновить работу магазины сети Women’ secret.

Районное будущее

При всём этом среднедневная аудитория торговых центров Петербурга сокращается. Mall Index (рассчитывается компанией Focus Technologies), отражающий количество посетителей на единицу площади торговых центров по итогам I квартала 2023 года, оказался на 6% ниже показателя аналогичного периода прошлого года и на 27% ниже показателей I квартала 2019 года (последнего до начала пандемии коронавируса).
Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" (входит в ГК "БестЪ") Станислав Ступников отмечает, что посещаемость крупных ТЦ, конечно, упала. Но этого нельзя сказать о качественных микрорайонных ТК формата у дома, в которых посещаемость даже немного выросла.
"В первую очередь это связано с тем, что международные бренды ушли с рынка в большей части, а остальные товары и услуги и так есть рядом. Будущее за теми ТК, которые станут максимально многофункциональными и гибкими, смогут дать потребителю не только товары и услуги, но культурно–досуговые или развлекательные эмоции", — говорит эксперт.
В некоторых торговых центрах посещаемость сохраняется на высоком уровне. Директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (собственник ТК "Невский Центр") Екатерина Трушлякова отмечает, что у них посещаемость в I квартале текущего года существенно выросла относительно I квартала 2022 года. Но прошлый февраль показывал плохие показатели в основном за счёт волны коронавируса, которая около 3 недель сдерживала трафик.
"Появляется очень много брендов, это небольшие магазины, которые раньше в том числе работали через социальные сети. Нужно время, чтобы понять, кто из них выдержит конкуренцию и останется на рынке. В нашем ТК открывались и российские, и иностранные бренды взамен ушедших. Расширение же крупных российских компаний идёт хорошими темпами, они эффективно замещают ушедших арендаторов", — добавляет Екатерина Трушлякова.
В целом, по мнению экспертов, будущее торговых центров достаточно туманно. В ближайшие годы компаниям придётся пересматривать формат работы, добавлять арендаторов разных профилей, так как шопинг стремительно перемещается в онлайн.

Магазин на экране

Потребительское поведение сегодня действительно начало серьёзно меняться. Теперь в поисках одежды и обуви покупатели чаще всего обращаются в маркетплейсы.
За год fashion–рынок пережил сильные изменения: ушли многие международные бренды, некоторые вернулись в новом формате, изменилась логистика. В пресс–службе Ozon отмечают, что на фоне таких изменений россияне стали больше доверять отечественным производителям.
"Конечно, в первое время они не смогли закрыть высокий спрос. Но позже, к предновогоднему пику продаж, рынок стабилизировался в новом формате — российские производители увеличили партии, появились новые торговые марки из дружественных стран. Потребности стали закрывать и сами ретейлеры. Например, у Ozon появились свои линейки повседневной и высокотехнологичной верхней одежды. На нашей площадке одежду и обувь покупают уже более 17 млн человек", — говорят в компании.
В целом за 2022 год объём интернет–торговли вырос на 30%, до 4,98 трлн рублей. При этом доля интернет–торговли в общем объёме продаж увеличилась скромнее — на 2,4%, до 11,6%. В Ozon считают, что рост продаж одежды онлайн — признак взросления рынка. У покупателя да и у продавца становится всё больше возможностей.
В пресс–службе Melon Fashion Group сообщили, что более 30% продаж компании приходится на маркетплейсы и интернет–магазины.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев также отмечает, что поведение потребителей поменялось. Люди стали чаще пользоваться онлайн–каналами продаж и в целом пока находятся в режиме экономии средств. Последнее характерно для любых периодов изменения привычных экономических условий.
На фоне пустующих витрин и развития e–commerce привычка посещать торговый центр действительно сильно ослабла, и сейчас собственники, операторы ТЦ ведут серьёзную работу по исправлению ситуации. Большинство брендов из России пока наблюдают за опытом крупных отечественных fashion–холдингов, которые активно отрабатывают новые стратегии. Если опыт окажется успешным, менее крупные бренды смелее возьмутся за расширение площадей и географического присутствия. Российские бренды уже несколько месяцев активно завоёвывают лояльность потребителей путём маркетинговых инструментов, расширения ассортимента и т. д. Эти меры позитивно сказываются на уровне проходимости в торговых центрах, что для собственников является приоритетной задачей. Перезапуск квазибрендов Inditex может быть осложнён двумя факторами. Во–первых, собственники ТЦ в большинстве своём заполнили пустующие премиальные площади, чтобы снизить вакансию и вернуть аудиторию за счёт новых якорных арендаторов. Во–вторых, время, потраченное Inditex на возвращение на рынок и маркетинговые усилия, создаст большой отрыв от российских брендов, у которых есть достаточный срок, чтобы занять свою нишу.
Валерий Трушин
партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate
Ещё до событий 2022 года многие потребители отмечали, что ассортимент в массмаркете везде примерно одинаковый, и старались найти что–то другое, не такое, как у всех. Поэтому 3–4 года назад на рынке стали активно развиваться молодые российские дизайнеры, чтобы закрывать в некоторой мере неудовлетворённый спрос аудитории. Российскими дизайнерами часто выпускаются базовые коллекции, то есть вещи, которые можно носить несколько сезонов, тогда как массмаркет работает на волне трендов. В связи с уходом ряда крупных зарубежных брендов сейчас российским компаниям развиваться можно более перспективно. У них работает омниканальная стратегия, чтобы быть максимально близко к потребителю, но при этом им особенно важно иметь собственные шоурумы, чтобы покупатели могли познакомиться с неизвестным для них брендом. Часть аудитории ждёт возвращения знаменитых зарубежных производителей, отсюда и ажиотаж по поводу открытия бывших магазинов Zara. А другая часть уже нашла им замену. Преимущество российских компаний в том, что у них есть российские лекала, у них можно купить что–то не столь массовое. При этом качество намного лучше, чем в массмаркете, такие бренды больше подстраиваются под российские реалии и запросы нашей аудитории.
Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"
Конкуренция на российском рынке сейчас, как и в последние годы, очень большая. Рынок вырос и полностью сформировался. На сегодняшний день существует много сильных локальных брендов. 20 лет назад я стояла у истоков индустрии и за это время наблюдаю огромный рост. С точки зрения бизнеса это сложный рынок, есть сферы, где вложения окупаются намного быстрее. В моде всё не так просто: производственный цикл достаточно долгий, деньги замораживаются на покупку материалов и пошив. Но сейчас модный бизнес может быть успешным, так как на рынке сложился тренд на локальные бренды. Мы наблюдаем интерес со стороны покупателей к нашим дизайнерам, которые могут предложить уникальные, индивидуальные модели. И мы к этому долго шли.
Ася Когель
дизайнер, основатель модного дома Kogel