Лавкам с вейпами в Петербурге грозит волна закрытий

Автор фото: Антон Ваганов

Новый законопроект о запрете продажи вейпов несовершеннолетним может негативно сказаться на специализированном бизнесе, который сейчас активно развивается в Петербурге.

На этой неделе Госдумой принят в трёх чтениях закон о полном запрете продажи несовершеннолетним вейпов и жидкостей для них как с никотином, так и без него. Ограничения коснутся и других правил реализации: запрещены продажи на ярмарках, выставках, дистанционно и через автоматы, вводится минимальная цена, запрещается выпуск никотинсодержащей продукции с ароматизаторами и добавками. Также будет ограничена реклама устройств потребления никотинсодержащей продукции.
Жёсткое регулирование рынка может сильно осложнить жизнь бизнесу, который специализируется на реализации вейпов, жидкостей для них и табачной продукции. Между тем в Петербурге за последний год рекордно выросло число табачных лавок. Они стали чаще открываться не только в спальных районах, но и в центре города.
В Nikoliers отмечают, что по итогам прошлого года на центральных торговых улицах появилось 17 табачных лавок. Годом ранее открытие новых табачных магазинов на Невском и Старо–Невском проспектах, Большой Конюшенной улице, Большом проспекте П.С. и на улице Рубинштейна не было зафиксировано вообще.
Чаще всего точки по продаже вейпов и табачной продукции открываются совместно с точками "кофе навынос" или магазинами сладостей. Например, отдел Vape Zone разместился в магазинах "Связной" и "Клад мармелад", а Vapeshop — в Cofix. В этом сегменте также начала развиваться сеть "Лента", которая запустила отделы "Точка табака" в зоне субаренды своих гипермаркетов.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова замечает, что сейчас табачные лавки очень активно развиваются, представлено много сетевых игроков. Этот бизнес арендует дорогие помещения площадью от 20 до 50 м². В некоторых случаях арендные ставки достигают 15 тыс. рублей за 1 м².
"Эти сети хорошо зарабатывают за счёт отсутствия акциза на вейпы, а также недостаточно жёсткого регулирования рынка. Если контроль ужесточится, то ситуация существенно изменится. В рамках этого бизнеса обычные сигареты — это скорее побочный продукт, на котором много заработать не получится. Конечно, полностью этот сегмент рынка не уйдёт, но развиваться столь активно вряд ли будет", — отмечает эксперт.
Напомним: сейчас акциз уплачивается только с сигарет, папирос и жидкостей для вейпов, но не с самих устройств.
В связи с новыми ограничениями цены неминуемо вырастут. Если учесть, что основные покупатели вейпов — это молодёжь, которая не является самой платёжеспособной частью населения, то можно ждать существенного снижения спроса. А за этим и освобождения ликвидных площадей, которые смогут занять другие субарендаторы.