Быстро и удобно: как рынок труда подстраивается под соискателя и работодателя

Автор фото: Shutterstock

В Петербурге уровень безработицы к январю 2023 года снизился до 1,7% по сравнению с 2,1% в ноябре 2022-го. Это минимальное значение за всю историю наблюдений, говорят игроки рынка. При этом практически во всех сферах отмечается дефицит кадров, а текущие тренды меняют условия рекрутинга. "ДП" вместе с экспертами разбирался, что сегодня позволит в оптимальные сроки удовлетворять потребности бизнеса в новых сотрудниках.

Сейчас критически важно уметь работать с данными, быстро анализировать текущую ситуацию и отвечать изменившемуся запросу потенциального кандидата. В этом смысле высокой степенью адаптации обладают онлайн-платформы. Они отличаются мгновенной реакцией на изменения на рынке, подчеркнул управляющий директор Авито Работы Артём Кумпель.
В последние несколько лет мы отмечаем переход к формату временной занятости, рост востребованности подработки и гибкого графика со стороны соискателей, — перечислил он ряд тенденций. — Об этом говорят и наши данные. Так, число вакансий на платформе с удалённым графиком за год выросло на 92%. Со стороны соискателей тоже прослеживается увеличение интереса к таким объявлениям (+79%)".
Эту мысль частично подтверждает и исследование Центра прикладной социологии СПбГУ, результаты которого были представлены на Форуме труда в Санкт-Петербурге: оно показало, что сегодня каждый третий россиянин вовлечён в дополнительную занятость, которая нередко становится своеобразным мостиком к новой сфере деятельности, также она позволяет монетизировать увлечения. То есть подработка сегодня требуется не только для того, чтобы получать больше денег. Это некий этап самореализации.
Впрочем, процент тех, кто рассматривает подработку в первую очередь как способ увеличения дохода — всё ещё большой. И этой категории людей зачастую требуется незамедлительное решение задачи, они нередко готовы выйти на работу "хоть завтра". На рынке сформировался устойчивый тренд на ускорение найма. Недавнее исследование Авито Работы показало: сегодня более половины соискателей (53%) устраиваются на работу менее, чем за месяц.
Артём Кумпель, управляющий директор Авито Работы
Одним из ответов на сформировавшийся запрос стали чат-боты, рассказал Артём Кумпель: они помогают найти работу быстрее, поскольку предлагают мгновенную связь с работодателем через чат. Такая скорость и форма коммуникации удобна обеим сторонам. Кроме того, онлайн-платформы предлагают доступ к огромной аудитории — и работодатель может в короткий срок закрывать большой объём вакансий. При использовании чат-бота работодатель в среднем экономит 1500 рублей в расчёте на одну вакансию. Настройка инструмента занимает порядка 7–10 минут, а по статистике платформы диалог с ботом до конца проходят 70% соискателей. Авито Работа ориентирована прежде всего на сегмент массового персонала, уточнил Артём Кумпель.
Он также рассказал, что в планах площадки запуск сервиса с открытым доступом к внутренней аналитике платформы. Это даст возможность чётко определять тренды в разных сегментах, отраслях, профессиях. Кроме того, будет сформирована более целостная картина, которая позволит государственным организациям глубже понимать ситуацию на рынке труда.
По этому направлению Авито работает уже сегодня: на текущий момент более 20 регионов подписали соглашение о взаимодействии с компанией. Как оно реализовано, "ДП" более подробно рассказал руководитель направления продаж Авито Работы Роман Губанов.
В чём заинтересованность обеих сторон при реализации совместных проектов платформы и служб занятости населения (СЗН)?
— Служба занятости населения как государственная организация имеет свой устав, есть государственные программы, в которых определены цели её развития и трансформации. Но если попробовать конкретизировать и коротко описать главную цель — это содействие занятости населения. Оно может происходить в разных формах, с помощью разных инструментов, но главная цель заключается в том, чтобы помогать с одной стороны населению, которое может испытывать потребность в поиске работы, соответствующей ожиданиям, уровню компетенций и т.д., а с другой — бизнесу находить кадры.
И здесь мы очень тесно пересекаемся. Задача Авито Работы в том же — фактически это содействие занятости в форме предоставления огромного выбора вакансий для соискателей, которые находятся в поиске работы, и безграничной базе данных кандидатов для работодателей. Здесь я говорю не только о базе резюме. Благодаря нашим продуктовым особенностям фактически любой пользователь Авито, а их на платформе уже больше 60 млн в месяц, может здесь и сейчас войти в коммуникацию с работодателем по открытой вакансии и либо получить предложение о работе или подработке, либо наладить контакт для последующего приглашения на интервью и прохождения дальнейших этапов отбора.
Роман Губанов, руководитель направления продаж Авито Работы
Какие инструменты цифровизации используют службы занятости?
— Все перечислить сложно, но назову основной. Для реализации своих задач служба занятости создаёт внутреннюю базу данных и агрегирует всю информацию об открытых вакансиях на территории Российской Федерации. То есть взаимодействует с площадками, на которых работодатели и соискатели размещают вакансии или информацию о том, что они находятся в поиске работы и оставляют свои резюме, — с нами и нашими коллегами по рынку. Получается, ресурс службы занятости пользуется Авито Работой, чтобы найти кандидатов либо вакансии для соискателей, которые зарегистрированы в СЗН.
Действительно ли у ваших партнёров есть стратегические цели, связанные с глобальной модернизацией?
— О трансформации службы и центров занятости населения (ЦЗН) наше государство объявило несколько лет назад, и приблизительно столько же этот вопрос является главной темой Форума труда, который прошёл в марте и стал крупнейшим отраслевым событием. Так, мы обсуждали концепцию "ЦЗН 2.0". Она предполагает, что служба трансформируется из офлайнового аналогового подразделения, работающего по заявительной модели — когда работник, оказавшийся в сложной ситуации, должен туда прийти, зарегистрировать статус безработного, и тогда ему СЗН постарается помочь в поиске работы, — в сервисную организацию, действующую проактивно.
То есть за консультацией в центр может обратиться любой гражданин, имеющий работу сейчас, но желающий её поменять. Например, специалисты помогут грамотно составить резюме, чтобы привлечь большее число потенциальных работодателей.
А с другой стороны — показать, что СЗН может создавать добавленную стоимость для бизнеса, закрывая потребности в найме.
А на Авито Работе есть функции, упрощающие трудоустройство?
— Мы как сервис, в первую очередь, были и остаёмся ориентированными на кандидатов массовых профессий, это может быть квалифицированный и неквалифицированный труд. Думаю, все понимают, что такие специалисты зачастую не обладают большой финансовой подушкой и просто не располагают временем — работа им нужна здесь и сейчас.
Соответственно, закладывая определённые продуктовые особенности, мы предполагали, что должны помочь людям найти работу быстро. Поэтому обеспечили коммуникационные сервисы, в частности, Авито Messenger, в котором можно оперативно связаться с работодателем по той вакансии, которую кандидат увидел на нашем портале.
Плюс с точки зрения сегментов работодателей у нас уникальный сервис, где представлены в большом изобилии вакансии микро-, малых, средних, крупных и действительно крупнейших работодателей России. И это тоже обеспечивает множество возможностей для быстрого поиска работы. Так онлайн-платформы, в том числе, помогают снижать социальную напряжённость.
Учитывая постоянно растущие объёмы данных — по сведениям Авито, за последний год количество вакансий в стране выросло на 69%, пришлось ли усилить алгоритмы безопасности на платформе? Или это непрерывный процесс в принципе?
— Безусловно, это перманентный процесс. Мы называем данное направление T&S — trust and safety (англ. "доверие и безопасность"). Этот аспект деятельности является фокусным для Авито, мы уделяем очень большое внимание вопросам безопасности взаимодействия соискателей и работодателей.
Не так давно мы начали показывать отзывы о работодателях. Соответственно, любой кандидат, вступивший во взаимодействие с работодателем, может поделиться своим опытом. Также запустили бейдж "Компания проверена". Мы оцениваем все компании, которые размещаются на нашей платформе, по различным аспектам. И сегодня фактически даём полный спектр информации, которая может быть важна для соискателя при поиске работы.
Независимо от того, какой раздел использует посетитель, — мы рекомендуем всегда коммуницировать со второй стороной, используя чат Авито, потому что там мы можем гарантировать безопасность сделки.
Если говорить об инструментах для бизнеса, которые, в том числе, позволяют сделать вакансии конкретной компании более привлекательными, — появились ли новинки?
— Работодателям сегодня необходимо конкурировать: рынок труда в России в целом находится в ситуации дефицита. Контролирующие и надзорные органы РФ, статистические организации, онлайн-платформы — это подтверждают. И для того, чтобы работодателю реализовывать свои потребности в найме, в трудовых ресурсах, безусловно, нужно выигрывать конкуренцию за постоянно сужающийся пул кандидатов. Требуется больше инвестиций и больше усилий. И мы, как площадка, которая предоставляет сервисы, даём возможности выделиться на фоне других.
Это брендирование страницы компании, различные услуги по продвижению вакансий и профиля работодателя, рекламные продукты и многое другое. Не так давно на главной странице появился раздел "Крупнейшие работодатели" — мы даём возможность большим компаниям подчеркнуть свой статус и получить максимальное количество откликов.
А есть ли решения, которые помогают бизнесу в работе с персоналом?
— Этапы, связанные с наймом, сложно отделить от большого процесса работы с персоналом. Мы инвестируем много времени, сил, средств в то, чтобы научить рынок правильно пользоваться нашим ресурсом. Правильно — то есть эффективно: сокращать время и средства, необходимые для того, чтобы найти сотрудников, тратить меньше денег на подбор одного кандидата.
Это касается не только коммерческого сегмента. У нас есть совместные образовательные проекты со службами занятости, по сути, мы помогаем в трансформации их подходов.