Остановившие бизнес с начала спецоперации зарубежные бренды потеряли около $2 млрд, утверждают консультанты, сопровождавшие закрытие бизнеса ряда сетей в России.
Самые большие потери понесли шведские H&M и IKEA, а также испанская Inditex.
Как пояснили "Коммерсанту" два консультанта, зарубежные бренды недополучили от $1,3 до $1,5 млрд. Нос учётом оставшихся, но неработающих сетей, сумма может достигать $2 млрд.
“
"Самые ощутимые потери — у шведской H&M, испанской Inditex (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti) и IKEA", — сообщил советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслан Петручак.
По его подсчётам, на долю этих брендов приходится более $1 млрд. Он отметил, что лишь часть ушедших брендов могут обосновать это "попыткой хеджировать репутационные потери". Для половины зарубежных компаний, по его словам, реальной причиной стали существующие ограничения внешнеторговых операций РФ с рядом стран, изменение валютного курса, логистические сбои, сложности с осуществлением трансакций.
По оценкам NF Group, с 24 февраля 2022 года, после начала военных действий РФ на Украине, более 180 иностранных сетей ограничили свою деятельность в России, около 15 объявили о планах покинуть рынок. По данным GlobalData, до начала спецоперации на долю РФ приходилось до 10% всех продаж одежды на рынках Европы, столько же — в Италии. Для сравнения: в Германии этот показатель достигал 16%, во Франции — 13%, в Испании — 6%.
Как отмечают эксперты, активный процесс замены закрывшихся магазинов зарубежных брендов начался в петербургских ТЦ во второй половине 2022 года.
Между тем, спустя год после февраля 2022 года, изменившего мировую политику и экономику, ряд крупных международных брендов всё ещё продолжают работу в России. Некоторые из них при этом вообще не меняли свои бизнес-процессы. Причины сугубо прагматичные: риски в случае ухода с российского рынка для них были бы куда выше. Подробнее — в материале "ДП".