Аптеки Петербурга нарастили долю онлайн–продаж и упёрлись в потолок

Автор фото: Сергей Ермохин

Объём продаж продукции аптечного ассортимента в онлайне по итогам 2022 года достиг 294,6 млрд рублей.

По данным RNC Pharma, рост продаж относительно 2021 года составил 40,3%. При этом аналитики отмечают, что динамика замедлилась. Развитие онлайн–канала будет продолжаться, но оно не будет идти теми темпами, на которые могли бы рассчитывать участники рынка, считает директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.
В пресс–службе DSM Group "ДП" сообщили, что в Петербурге доля онлайна на рынке составляет 18,2%. Петербуржцы по итогам прошлого года при помощи онлайн–бронирования приобрели товаров на общую сумму 13,4 млрд рублей. "Доля онлайна и дальше будет расти, но уже не такими высокими темпами. Психологический порог составляет 20–25%", — уточнили в компании.
Руководитель маркетплейса здоровья "Здравсити" Даурен Абеуов также замечает, что число заказов планомерно росло. В Петербурге их количество увеличилось на 29% относительно 2021 года. Динамика первых месяцев 2023 года также положительная. Так, число заказов, оформленных петербуржцами в феврале, вдвое превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Менеджер сервиса Apteka.ru в Санкт–Петербурге Ирина Павлова отмечает, что в целом, по данным Data Insight, рост рынка eCom в заказах за 2022 год составил 64%. Что касается e–pharm–сегмента, в целом по стране рост составил 36% к прошлому году. Но и в начале этого года рост сохраняется.
"Важно развивать омниканальность, особенно в регионах. Когда клиенту в равной степени удобно приобретать лекарства как в обычной аптеке, так и с помощью дистанционных сервисов. По прогнозам, рост аптечного eCom в текущем году будет происходить в большей степени за счёт расширения региональной пользовательской базы", — подчёркивает Даурен Абеуов.
В марте этого года стартовал эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Правда, речь идёт только о трёх субъектах (Москва, Московская и Белгородская области). Основные ограничения в рамках эксперимента и сроки, на которые он рассчитан, свидетельствуют о том, что процесс затягивается. То есть о полноценном разворачивании этой деятельности в ближайшее время речь идти не будет.
"В итоге предоставляется половинчатый сервис и его возможности тормозят развитие онлайн–канала. Тот объём потребления, который можно было потенциально перевести в онлайн, уже находится там, причём в разных форматах. И в виде бронирования с последующим выкупом, и в виде доставки. Темпы роста здесь пока ещё могут превышать средние по рынку, но это уже вряд ли будет сопоставимо с теми приростами, которые фиксировались в 2021–2022 годах. Большинство крупных игроков в эксперименте поучаствуют, но это скорее для того, чтобы системно понимать, как выстраивать работу в будущем. Вряд ли кто–то рассчитывает здесь серьёзно увеличить свою выручку. Так что инвестиционная активность в развитие онлайн–проектов в текущем году будет, скорее всего, находиться в режиме паузы",— прогнозирует Николай Беспалов.