Создание ледокольного флота для России укрепило морской статус Петербурга

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

Третий серийный атомный ледокол "Якутия" — проект года в сфере судостроения по версии "Делового Петербурга".

В Петербурге в ноябре 2022 года рабочие Балтийского завода (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) спустили на воду третий серийный универсальный атомный ледокол "Якутия" проекта 22220, построенный по заказу ГК "Росатом". Это судно стало крупнейшим в мире ледоколом для Арктики.
Команду на спуск ледокола на воду дал президент России Владимир Путин, который следил за торжественной церемонией в формате видеоконференцсвязи. После этого началась церемония подъёма государственного флага Российской Федерации на втором серийном универсальном атомном ледоколе постройки Балтийского завода "Урал".
По словам Владимира Путина, "Якутия" и "Урал" стали частью масштабной, системной работы по переоснащению и пополнению отечественного ледокольного флота, по укреплению статуса России как великой арктической державы. Суда такого высокого ледового класса имеют стратегическое значение для РФ. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути.
Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов подчеркнул, что "Якутия" была заложена на Балтийском заводе два с половиной года назад — в самый канун пандемии, в очень трудное время. "Но балтийцы работали ритмично и подтвердили свой высокий класс", — добавил он.
По морской традиции, одновременно со спуском на воду прошла церемония "крещения" судна, в ходе которой заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко перерезала символическую ленточку, после чего о борт ледокола была разбита бутылка шампанского.
Став "крёстной матерью" ледокола "Якутия", Виктория Абрамченко отметила, что российские атомные ледоколы являются национальной гордостью страны.
"Как вице-премьер, который курирует экологию, я не могу не обратить внимание на высокие экологические стандарты ледоколов этой серии — серии 22220. В высоких широтах требуется особое пристальное внимание к охране окружающей среды. Для Арктики очень важным фактором является количество выбросов в атмосферу. У этой серии ледоколов они кардинально сокращены. Так, выбросы сажи в год составляют всего 500 граммов — полкилограмма — если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной — это в 100 тысяч раз меньше", — уточнила Абрамченко.
Как сообщают в ОСК, всего в серии атомных ледоколов проекта 22220 намечено строительство 6 судов. Первые два судна проекта 22220 — головной ледокол проекта "Арктика" и первый серийный ледокол "Сибирь", переданные Балтийским заводам заказчику в 2020 и 2022 годах, уже работают на проводке судов по Северному морскому пути. Четвёртый серийный ледокол — "Чукотка" — был заложен на Балтийском заводе в декабре 2020 года.
"Мы по праву гордимся нашими судостроителями — благодаря их труду Петербург сохраняет статус крупнейшего морского центра России. На петербургских верфях полностью сформирован портфель заказов на ближайшие годы — уверен, задания будут выполнены качественно и в срок", — говорит вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков.
Атомный ледокол "Якутия" можно назвать "символом новой России, которая идёт вперёд, ломая лёд угроз и санкций", заявил глава Якутии Айсен Николаев.
Позже, на заседании Морской коллегии при правительстве РФ Алексей Рахманов объявил, что им был подписан приказ о создании полноценной второй смены для работы на Балтийском заводе.
"При инвестициях порядка 6 млрд рублей в оборудование и инфраструктуру мы сможем на 50% увеличить производственные мощности Балтийского завода. Это — ответ на вопрос, какими темпами будут строиться атомные суда, плавучие электростанции, всё то, что относится к обустройству СМП", — передаёт слова Рахманова пресс-служба ОСК.
Заседание Морской коллегии при правительстве РФ
Автор: aoosk.ru
Во время коллегии заместитель председателя правительства, министр промышленности и торговли Денис Мантуров напомнил, что новая редакция Морской доктрины, утверждённая Владимиром Путиным, ставит перед корабелами новые задачи.
"Это целый комплекс задач — от обновления морского транспорта, расширения прибрежно-портовой инфраструктуры, проведения научных исследований, сохранения ресурсов Мирового океана до развития Арктической зоны, "Севморпути" и строительства глубоководных сил и средств Минобороны. Ограничения, с которыми Россия столкнулась в текущем году, не смогли приостановить работы ни по одному из перечисленных направлений. Напротив, мы усилили курс на достижение стратегических целей национальной морской политики", — резюмирует Мантуров.