Кто на свете всех моднее: граница между Петербургом и Москвой стёрлась

Автор фото: Ермохин Сергей

Дизайнер, директор Высшей школы дизайна ГИЭФПТ и участница топ-листа "Влиятельных женщин" 2023 года Елена Бадмаева рассказала "ДП" о том, что такое петербургская мода сейчас, где одеваются красивее — в Петербурге или Москве, и о главном тренде на право быть непохожими друг на друга

Чем отличается петербургская мода от московской?
— Раньше считалось, что между нами существует чуть ли не государственная граница. И это касается не только моды. Долгие годы было предубеждение, что москвичи все такие активные, актуальные, модные и броские (временами на грани безвкусицы). А вот петербуржцы якобы наоборот — все до одного с безупречным вкусом, более спокойные, рассудительные и немного честолюбивые. Мне кажется, это было заблуждение, а сегодня граница между Петербургом и Москвой практически стёрлась. Вероятно, её кто–то провёл однажды, опираясь на свои личные впечатления. Сейчас взаимопроникновение между городами очень плотное, мы стали похожими. А что касается моды, москвичи если и выигрывают, то потому, что берут и качеством, и количеством. Вдобавок их потребительская способность несоизмеримо больше, чем у петербуржцев, и, как следствие, модный рынок Москвы намного активнее.
Как вам кажется, где люди выглядят более стильно — в Петербурге или Москве?
— Сейчас я, пожалуй, сказала бы, что в Москве люди более внимательны к стилю и своему внешнему виду в большинстве своём. На манеру одеваться всегда влияет среда, в которой живёт человек, сфера деятельности, привычки и увлечения. Когда социальная активность высокая, окружающий мир пестрит событиями, то внешний вид динамичный и выразительный. Сегодня нет единого стиля — вариантов и разветвлений может быть множество, что дарит великолепную свободу. Раньше было строгое разделение на условный деловой, романтический, вечерний стили. Сейчас стили распались на множество составляющих, а москвичи часто смелее в экспериментах, отсюда и результат.
А что вообще двигает человеком в выборе "как выглядеть в современном мире"?
— Внутреннее стремление к творчеству, страсть к экспериментам, новизне и, конечно, требовательность к себе, она часто диктует, что прекрасным надо быть не только внутри, но и снаружи! Хотя нередко встречаются люди с низкими требованиями к себе, намекающие, что им "всё равно", как они выглядят, одновременно имея целый список требований к окружающим, — это явление мне неблизко.
На ваш взгляд, что формирует хороший вкус и что это такое сейчас?
— Хороший вкус — это качество или образ мышления, гармонизирующий в определённом порядке пространство человека, его окружение согласно его личным представлениям о красоте. Обладать хорошим вкусом — это не значит быть художником. Хороший вкус сегодня более редкое явление, чем ещё 15 лет назад. В первую очередь потому, что доступность и количество информации не всегда способствуют формированию вкуса. Грубо говоря, мы можем прочитать все модные журналы и подписаться на все телеграм–каналы об искусстве, но так и не понять, что хорошо, а что не очень. Здесь высокие требования к себе — хороший способ фильтровать информацию. Кроме того, формированию вкуса способствует наличие авторитетного мнения и насмотренность. Вкус можно и нужно воспитывать.
Мода сейчас — это больше бизнес или искусство?
— Я уверена, что это больше бизнес. Есть мода, которая является искусством, — это креативные бренды, креативный дизайн, а есть коммерческая мода и коммерческие бренды. Они всегда существуют параллельно. В России раньше всё, что было связано с модой, рассматривалось в некоем креативном контексте, потому что это было редким явлением. Сейчас креативный дизайн занимает своё место, но он не носит массовый характер по понятной причине — он требует большего творческого потенциала, энергии и зарабатывает меньше коммерческого дизайна. Коммерческая же мода имеет большее распространение, потому что она приносит деньги и более доступна для реализации идей в этой сфере. Я думаю, что в ближайшее время будет происходить процесс сближения коммерческого и кредитного дизайна, что приведёт к новому витку в развитии модного дизайна в России. Важно понимать, что концептуальная мода во всём мире зарабатывает меньше коммерческой.
Елена Бадмаева
Что определяет успешность дизайнера и его произведений?
— У каждого человека существуют свои критерии измерения крутости. Просто у любой истории успеха свой уникальный путь. Не только в дизайне, но и в других сферах люди могут добиться успеха с помощью связей, умений, таланта и т. д. Для кого–то показателем успеха является обязательный вклад в развитие дизайна, например путём исследования его как области искусства. Есть люди, которые измеряют успешность количеством продаж коллекций, оборотом средств и популярностью бренда у той или иной аудитории. Проще говоря, у каждого игрока рынка свои представления об успехе и он самостоятельно определяет для себя свой путь к цели.
В далёком 2006 году, в рамках спецвыпуска "ДП" "Бизнес класса люкс", вы определили люкс как "дань качеству, внутреннюю потребность личности, а не необходимость произвести внешнее впечатление". Изменилось ли ваше мнение и каким люкс, особенно в контексте моды, стал сейчас?
— Я бы снова повторила эти слова, потому что в моём понимании настоящий люкс именно в этом и заключается. Суть осталась неизменной, могут меняться лишь способы выражения и черты. Одежду класса люкс, безусловно, отличает цена, которая значительно выше средней из–за высокого качества материала, его обработки и сервиса. Это не всегда раскрученность бренда и озабоченность массовой рекламой, потому что не всё измеряется популярностью в лайках и репостах — дизайнеры могут обслуживать и одевать королевскую семью, но при этом бренд и марка одежды будут малоизвестны непосвящённому.
Как правильно носить люксовые бренды, чтобы не прослыть безвкусным? Есть ли какой–то тайный этикет?
— Безусловно, есть, но самое главное — отталкиваться от ситуации, быть уместным. Сегодня люкс широко шагнул в повседневную жизнь — например, в виде одежды для отдыха, для спорта, обуви на все случаи жизни и сумок. В обычной жизни люксовые вещи могут спокойно сочетаться с более демократичными, и это может только добавить шика.
То есть допустимо сочетать люкс с одеждой и аксессуарами из массмаркета, как, например, поступает даже принцесса Уэльская?
— Да. Это не только работающий приём, но и совершенно новая эстетика. Это тот случай, когда мимолётный тренд пророс в стиль жизни.
Как формируется стиль влиятельной женщины?
— Человек, который многого добился в этой жизни или имеет большую аудиторию, автоматически становится более щепетилен к своему внешнему виду. Рост влияния накладывает на личность ответственность. Это даже не дань этикету, просто вместе со статусом возрастают требования к себе и уважение к аудитории. Да и вообще признаком не только статуса, но воспитания, интеллигентности в целом является некий обязательный минимум: вежливость, опрятность и ухоженность. Если человек в поиске себя ещё имеет право на ошибку, то человек, достигший определённых высот, представляет некий эталон для своих оппонентов или подчинённых. Таким образом, внешний облик — это неотъемлемая часть культуры управления.
Последние годы всё чаще представители высоких кругов — от актёров и режиссёров до музыкантов и дирижёров — предпочитают в одежде total black. Как вы относитесь к этой тенденции и откуда она возникла?
— Раньше в чёрное одевались только дизайнеры и рок–звёзды. Теперь, когда ты хочешь казаться уместным и вписаться в любую ситуацию, это самый простой и беспроигрышный вариант. Вообще total color — самый лёгкий приём. Сам себе дизайнер — утром ты на деловом совещании, вечером на фуршете или на концерте классической музыки, и везде ты уместен.